022. Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь, страница 5

022. Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

убитых насельников, он покинул Желтоводский монастырь и вместе со спутниками отправился в Галичскую землю, где его стараниями была основана еще одна обитель — Унженская.

Для того чтобы окончательно «разобраться» с Казанским ханством, Руси потребовалось более века — вопрос был «закрыт» Иваном Грозным в начале 1550-х годов после взятия Казани и присоединения ханства к Московии. Тем самым запрет Улу-Махмета на нахождение монахов у Желтоводского озера потерял свою силу, но прошло еще несколько десятков лет, прежде чем началось возрождение Желтоводского монастыря. Романовы, из которых вышли первый после окончания Смуты русский царь, Михаил Федоро-

Троицкийсобор

Макарьево-Желтоводского монастыря.

вич, и тогдашний Патриарх Филарет (его отец), весьма почитали преподобного Макария. Юный Михаил Романов молился святому об избавлении отца из польского плена (в котором тот пребывал с 1611 года), обещая при счастливом исходе дела совершить паломничество ко гробу преподобного в Унженский монастырь. Когда в 1619 году поляки освободили Патриарха Филарета, царь исполнил свой обет, не забывая и о других Макарьевских обителях. Как раз около этого времени монаху Те-тюшского монастыря Авраамию в тонком сне явился преподобный Макарий

ттт

Оленевский скит

Если верить старообрядческой легенде, преподобный Макарий оказался причастен к созданию одного из самых известных скитов старообрядческого Заволжья — Оле-невского. Связывают этот сюжет с так называемым «чудом о лосе». Житие святого рассказывает, что по пути в Галичскую землю изгнанные из Желтоводского монастыря иноки во главе с преподобным испытывали страшный голод. Когда мучения стали нестерпимы, по молитве Макария им явился лось (уже встречавшийся ранее), который и спас путников от голодной смерти. В старообрядческой версии лось этот превратился в оленя — будто бы в память об этом событии преподобный и основал Оленевский скит.

Раскол, спровоцированный в середине XVII века реформами Патриарха Никона, привел к исходу приверженцев «старой веры» в заволжские леса, на реку Керженец. Именно сюда после разгрома Соловецкого монастыря, учиненного правительственными войсками в 1676 году, переместился центр старообрядчест

ва. Особенно славились Шар-панский и Оленевский скиты, где хранились святыни старообрядцев — Казанская икона Божией Матери (в первом из них) и икона Николая Чудотворца (во втором).

История керженских скитов была довольно «витиеватой» — все зависело от того, насколько агрессивным оказывалось давление властей в тот или иной исторический момент. В 1737 году старания

ми архиепископа Нижегородского и Алатырского Питири-ма (интересно, что он, будучи выходцем из старообрядческой среды, поначалу являлся «расколоучителем») старообрядческие скиты были почти изведены, но после «примирительного» указа Екатерины II от 16 октября 1762 года стали, благодаря щедрой помощи московского старообрядческого купечества, бурно расти — к концу XVIII века их

насчитывалось более пятидесяти. В 1840-е годы усиление надзора за старообрядцами и энергичная деятельность чиновника особых поручений П. И. Мельникова (известного в литературном мире под псевдонимом «Мельников-Печерский») вновь сделали актуальным вопрос о самом существовании старообрядческого Заволжья. Довершило дело в 1853 году николаевское постановление о закрытии керженских скитов. В результате к началу XX века на Кер-женце осталось всего четыре женских скита, в том числе и Оленевский.

Любопытно, что Оленевский скит стал единственным скитом, на месте которого позже появилось село, называется оно Большое Оленево и существует до сих пор, причем застройка села в основных чертах повторяет планировку скита.

Уставщицы на крыльце моленной. Старообрядческий Оленевский скит, 1897 год. Работа замечательного фотографа Максима Дмитриевича Дмитриева (1858—1948).