022. Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь, страница 6

022. Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

штшт

Свято-Вознесенский Макарьевский монастырь

Преподобный Макарий основал три монастыря — Решем-ский (в нынешней Ивановской области), Желтоводский (Нижегородская область) и Унженский (Костромская область). Этот ряд можно пополнить еще одной обите-

денными по его настоянию из татарской неволи несколькими десятками пленников, сделал на крутом правом берегу устья Свияги — на уступе лесистого склона, представлявшем собой естественную террасу. Спустя пять лет, умирая,

завет преподобного. Тогда же появился первый храм новой обители—в честь Вознесения Господня; именно в этот день преподобный Макарий спасся от татарского плена. Храм был деревянным — в 1691 году его разобрали и поставили на его

летворил соответствующее прошение. На протяжении всего XIX века Вознесенский монастырь заметно хорошел, но потом грянула революция, принесшая обители тяжелейшие испытания. В 1918 году ее жестоко разграбили красно-

Свято-Вознесенский Макарьевский монастырь в устье Свияги.

лью — Свято-Вознесенским Макарьевским монастырем (Республика Татарстан). Появился он спустя два века после кончины преподобного, но тем не менее имеет к нему самое прямое отношение. Более того, создана обитель была в полном соответствии с указанием святого — на том месте, которое выбрал для нее сам преподобный Макарий, когда возвращался из татарского плена. Направляясь в Галичскую землю, первую трехдневную остановку преподобный, вместе с освобож-

святой заповедал при первой возможности устроить там монастырь «в память избавления своего от рабства агарян-ского». До поры до времени сделать это было нельзя, так как казанский хан Улу-Мах-мет запретил преподобному селиться на землях, принадлежавших только что созданному Махметом Казанскому ханству. С исчезновением самого Казанского ханства этот запрет утратил силу. В первой половине XVII века на Свиягу пришел схимонах Унженского монастыря Исайя и исполнил

месте каменный. Впрочем, обитель оставалась настолько бедной, что в 1764 году, при составлении монастырских штатов, она, будучи приписана к Свияжскому Успенскому монастырю, не попала даже в перечень заштатных монастырей; самостоятельность же себе вернула лишь в 1798 году — Павел I, проплывая тогда по Волге мимо монастыря, очаровался открывшимся видом и удов-

армейцы, а спустя десять лет монастырь, в котором жить больше не представлялось возможным, покинули последние насельники. В 1997 году сильно обветшавший «под присмотром» советской власти монастырский комплекс передали Церкви, после чего обитель быстро преобразилась и ныне, как и века назад, радует глаз путника, поражая своей удивительной «вписанностью» в пейзаж.