023. Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, страница 13

023. Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, страница 13

подвижники

главного инженера. Иногда заменяла директора завода.

А в 1946 году ушла в науку. Стала профессором, заместителем директора НИИ резиновой промышленности. Ее разработки синтетической резины привели к основанию нескольких новых заводов, выпускающих, в частности, медицинские изделия: хирургические перчатки, клапаны для искусственного сердца, трубки, зонды, катетеры... Это было новое слово в химической промышленности. Участвовала Варвара Васильевна и в создании скафандров космонавтов. На счету у Варвары Васильевны более 150 печатных трудов, 36 авторских свидетельств на изобретения, Госпремия СССР, почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», правительственные награды.

Детей у Варвары Васильевны не было. Овдовев и оставив работу, она встала за свечной ящик в храме Пророка Илии, в Обыденском переулке. Говорила, что ей необходимо победить гордость, понять, что все ее звания и заслуги в миру ничего не стоят, обрести смирение, терпение, милосердие.

Вскоре Варвара Васильевна принялась за жизнеописание деда, митро-

Вверху: Похоронили матушку Серафиму у стен Успенского храма.

полита Серафима (Чичагова). Работа была сложной: документов не осталось — все изъяли во время ареста; мать и тетки уже умерли, сама Варвара Васильевна помнила мало. Начала по крупицам собирать сведения, добилась реабилитации и восстановления доброго имени деда.

Варвара Васильевна деятельно участвовала в организации установки большого поклонного креста на Бутовском полигоне, где расстреляли священно-мученика Серафима. Тогда же составилась община будущего храма во имя Новомучеников и исповедников Российских в Бутове. Варвара Васильевна занималась всеми делами общины.

Миссионерское служение стало частью жизни Варвары Васильевны еще с конца 1980-х. На ее квартире проводились православные вечера. Множество людей из среды интеллигенции пришло в Церковь благодаря встречам у Варвары Васильевны.

Ее любовь к людям была такова, что почти каждому казалось: «Меня она любит больше всех остальных».

Монашество Варвара Васильевна приняла по послушанию своему духовному наставнику, митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. Осенью 1994 года Варвара Васильевна Черная постриглась с именем Серафи

ма, а через месяц после пострига стала игуменией-настоятельницей Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря, который ей предстояло возродить. Обители тогда принадлежал только храм Успения Божией Матери, не было даже келий для монахинь. Стараниями матушки Серафимы постепенно вернулись и настоятельский флигель, и помещения для на-сельниц, и храм святителя Амвросия Медиоланского. Выросла монашеская община. Наладилась жизнь в подворьях монастыря под Москвой, появилась воскресная школа.

Скафандр Юрия Гагарина. В создании некоторых его деталей принимала участие Варвара Черная.

По ходатайству Варвары Васильевны было восстановлено почитание первой настоятельницы Елены Девоч-киной как местночтимой святой.

18 декабря 1999 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отслужил панихиду по матушке Серафиме. Она прожила 85 лет и за это время успела сделать так много, что этих дел хватило бы на несколько более спокойных жизней.

Большой поклонный крест на Бутовском полигоне. Здесь был расстрелян дед игумении Серафимы священномученик Серафим (Чичагов).