023. Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, страница 16

023. Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, страница 16

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

покрсжскэя иадкр^тн^я церковь

и мзрнннскне п^ты

Ворота в южной стене монастыря были перестроены, и над ними в 1687— 1689 годах возвели церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм венчают три главы, расположенные в один ряд с востока на запад, — прием, характерный для южнорусского барокко.

Внутри сохранился старый барочный иконостас с иконой Введения во храм Пресвятой Богородицы (работы Кирилла У Панова, 1690 год).

С восточной стороны от надвратной Покровской церкви в 1683—1685 годах возвели караульню. Впоследствии ее перестроили для сестры Петра I царевны

Марии Алексеевны, и строение получило название «Мариинские палаты». Существует предположение, что здесь первое время была заточена царевна Софья: в начале XVIII века в монастыре жили две столетние старицы — «самовидицы» царевны. Они и указали ее келью.

Ныне в храме находится сектор реставрации масляной живописи, графики и темперы Государственного Исторического музея.

Покровская надвратная церковь и Мариинские палаты — бывшая стрелецкая караульня.

Нарышкинский стиль (нарышкинское, или московское барокко) — направление в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII веков, начальный этап в развитии русского барокко. Названием обязано ориентированному на Запад боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены храмы с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко. Нарышкинский стиль стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым европейским стилем Санкт-Петербурга (петровское барокко).

Нарядные окна Успенской церкви — образец декора московского барокко.

пр£(жр£женск£я над^тн^я цёрксжь. и лопухинские п^ты

В 1687—1689 годах над тремя арками северных парадных ворот возвели украшенную изящным белокаменным узором церковь в честь Преображения Господня. Храм пятиглавый, с необычно крупными раковинами закомар, с тремя ярусами нарядных окон, в стиле нарышкинского барокко.

Внутри — резной золоченый иконостас работы мастеров Оружейной палаты, созданный под руководством иконописца Карпа Золотарева (1688 год). Все иконы написаны «фряжским письмом», в западной манере.

К Преображенскому храму с запада примыкают Лопухинские палаты (1683—86). С 1727 по 1731 год здесь жила первая супруга Петра I — Евдокия Лопухина, в монашестве Елена, а затем располагались игуменские покои. Ранее это были палаты сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны.

Храм Спаса Преображения над северными воротами и Лопухинские палаты. За ними — Лопухинская башня.