025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 24ищи шва 8ШР8Ш Многими тайнами окутана древнейшая история Давидовой пустыни. Загадочна и биография того, на чьих землях была основана обитель, — князя Василия Стародубского. До сих пор окончательно не ясно, какой же из князей дал согласие в 1515 году на устроение монастыря в Хатуни. ■"^дореволюционной литературе я^ утверждалось, что князья Старо-Г|дубские, предки Василия Семе-U новича, некогда правили в городе Стародубе Северском (ныне — Брянская область). Они, как и великие князья Московские, восходили к роду Ивана Калиты. Дед Василия Семеновича, князь Иван Андреевич Можайский (внук Дмитрия Донского), бежал в Литву в 1454 году, где получил в удел огромные владения, включавшие, помимо Стародуба, Чернигов, Гомель, Карачев и Хотимль. Однако начавшиеся в последнее десятилетие XV века гонения на православие в Литве — «великая нужда о греческом законе», как Вверху слева: Выдающийся правитель эпохи Средневековья Иван III. Гравюра XVI века. Вверху справа: Образ великого князя Василия III с его надгробной иконы, по мнению исследователей, соответствует настоящему облику государя. тогда говорили, — привели к массовому «отъезду» русскоязычной православной знати в великое княжество Московское. Среди аристократов, покинувших пределы Литвы и перешедших на русскую службу, был отец Василия Стародубского князь Семен. Не удержала его даже иммунитетная грамота на все громад ные владения, выданная самим великим князем Литовским Александром. Причем «отъехал» он в 1500 году с намерением сохранить за собой богатые земельные владения, пожалованные правителями Литвы. Считается, что «отъезд» Семена Ивановича переполнил чашу терпения Ивана III, уже в течение многих лет защищавшего православие в Литве, и привел к русско-литовской войне, начавшейся 3 мая 1500 года. В великом княжестве Московском князья Стародубские удержали за собой свои земли в качестве уделов, что являлось большой привилегий, ибо даже правящие великие князья не могли «вступатися» в их пределы.
|