025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 26

025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 26

МОНАСТЫРЬ И МИР

В 1507 году Василий Семенович снова был первым воеводой полка левой руки в очередном Литовском походе.

Знаменательное событие в жизни Василия Семеновича произошло накануне Казанского похода 1506 года. В апреле он сочетался вторым браком с Марией Юрьевной Сабуровой и, таким образом, стал свояком великого князя Василия III, женатого на сестре Марии Соломонии. В источниках об этом событии сообщается как об особенно важном пожаловании со стороны Василия III, который выдал свою свояченицу замуж и велел сообщить радостную весть жениху видным представителям великокняжеской администрации. Первым браком Василий Семенович был женат на дочери

боярина Ивана Ивановича Всеволож-Заболоцкого Елене.

Следует отметить еще одно важнейшее обстоятельство. Как правило, Василий Семенович упоминается с прозвищем Мних, т.е. «Монах». Это свидетельствует в пользу того, что впоследствии князь принял иноческий постриг. Когда и где произошло данное событие, кто совершил обряд, сколько лет тогда было князю и каким именем его нарекли в монашестве, неизвестно. Было бы очень заманчиво предположить, что он удалился из мира в Давидову пустынь, основанную на его земле, а постриг совершил сам преподобный Давид, однако это практически исключено. Такие важные события должны были бы непременно

отразиться в источниках. И в первую очередь, в том самом монастырском синодике 1602 года, из которого черпается информация о начале монастыря. Но, по крайней мере, мы можем засвидетельствовать особые духовные устремления князя Василия Семеновича. Не эта ли предрасположенность к созерцательной монашеской жизни и уважение к иночеству в свое время подвигли его дать разрешение преподобному Давиду на основание обители?

Ответить на этот вопрос, как и на многие другие, сейчас не представляется возможным — учитывая и то, что пока совсем не ясно, кто же из двух князей Василиев Семеновичей владел в 1515 году Хатунью.

ЙШ

Синодики (греч. cwvo6ik6v) — в наиболее употребимом значении, списки умерших, которые составляются для их церковного поминовения. Существует три вида синодиков.

Первый — Синодик Вселенский, представляющий собой часть «Чина в неделю православия», составленного в Византии в 843 году в память победы над иконоборцами и читаемого с тех пор в соборных церквах с архиерейским служением в первую неделю Великого поста. По функции — это литургический памятник, содержавший: 1) Пролог или Предисловие, в котором выражалось благодарение Богу за торжество православия («Должное к Богу летное благодарение...»); 2) краткое изложение догматов православной веры; 3) провозглашение вечной памяти умершим поборникам православия и многолетия живым; 4) анафематствование еретических учений и их проповедников. В русских летописях первое упоминание Вселенского синодика встречается в «Повести временных лет» под 1108 годом.

Второй тип Синодика — Помянник (часто с самоназванием Синодик). Включает перечисление имен живых и умерших, поминаемых

во время церковных служб. Это тоже литургический памятник. Своим происхождением Помянник связан с диптихами — списками членов Церкви, употреблявшимися с самого начала возникновения христианства (существовали диптихи святых, крещальные, живых, умер

ших). Помянники представляют огромный исторический интерес как своей информативностью, так и достоверностью сведений, ибо

непременным условием для записи имен в них являлось внесение вкладов. Помянники существовали родовые, монастырские, воинские. По времени поминовения, а соответственно, и по размерам вкладов Помянники делились на «вседенники» и «вечные».

Третий тип синодика представляет собой Помянник, расширенный предисловиями. В предисловия включались литературные произведения, объединенные общей темой поминовения усопших. Своим возникновением на Руси этот тип синодика обязан определенным соцально-по-литическим обстоятельствам конца XV века (ожидание конца света на исходе 7000 лет от сотворения мира (1492 год от P. X.); ересь «жидовствую-щих») и связан с именем преподобного Иосифа Волоцко-го. В синодике своего монастыря 1479 года преподобный Иосиф поместил три предисловия — выдержки из слов Иоанна Златоуста, а затем и дополнительные выдержки из святоотеческой литературы. Это был первый синодик нового типа. Стоглавый собор 1551 года законодательно закрепил теоретические положения синодичных предисловий редакции Иосифа Волоцкого. А законодательные государственные акты способствовали развитию Синодика.

Классификация историка И. В. Дергачевой

Поминовение усопших продолжается в Давидовой пустыни.