026. Троице-Сергиев Варницкий монастырь, страница 11

026. Троице-Сергиев Варницкий монастырь, страница 11

подвижники

ности, тот факт, что дети их росли, не гнушаясь работ по хозяйству. Вспомним: знаменательная встреча отрока Варфоломея с черноризцем, предсказавшим его грядущие подвиги и славу, произошла, когда мальчик разыскивал заблудившихся лошадей.

Рождение преподобного Сергия, как говорит Епифаний, было предвосхищено чудесным событием: младенец во чреве матери трижды воскликнул громким голосом во время литургии. Это знамение, замеченное всеми прихожанами, поначалу повергло преподобную Марию в трепет — от страха она едва не лишилась чувств. Но потом, еще, возможно, не понимая до конца смысла троекратного крика своего покуда не рожденного младенца, она почувствовала, что в этом есть особая милость Господня. Повествуя о дальнейшей жизни благочестивой матери до дня родин, Епифаний Премудрый пишет: «Мария же, мать его, с того дня, когда было это знамение и происшествие, жила благополучно до родов и носила младенца в утробе, как некое бесценное сокровище, как драгоценный камень, как чудесный жемчуг и как сосуд избранный. Когда она носила в себе ребенка и была им беременна, она себя блюла от всякой скверны и от всякой нечистоты, ограждала себя постом, избегала всякой скоромной пищи, мяса, молока и рыбы не ела, питаясь лишь хлебом и овощами; от вина Мария со

Икона прп. Сергия Радонежского с житием из Введенского храма Варницкого монастыря.

вершенно воздерживалась, а вместо различных напитков пила одну только воду и ту понемногу. Она часто тайно, наедине сама с собой, с воздыханиями и слезами молилась Богу... Так Мария жила до самого рождения ребенка, особенно прилежала она посту и молитвам, так что само зачатие и рождение дитяти были исполнены поста и молитв. Мария была добродетельна и весьма богобоязненна и уже до рождения младенца поняла и уразумела это чудесное о нем знамение и явление. Она советовалась с мужем своим, говоря: „Если у нас родится мальчик, давай, по обету, принесем его в церковь и отдадим Благодетелю всех Богу", что и сбылось. О вера славная! О любовь благая! Еще до рождения ребенка родители обещали принести и отдать его Дарователю благ Богу, как в древности сделала Анна пророчица, мать пророка Самуила».

Из этих слов хорошо видна та духовно-нравственная атмосфера, что царила в доме преподобных Кирилла и Марии. Среда, в которой росли их

сыновья — кроме Варфоломея, среднего ребенка в семье, у благочестивых родителей было еще два сына, Стефан (старший) и Петр (младший), — как нельзя более способствовала воспитанию в них высоких качеств, украшающих христианина. Под гостеприимным кровом бояр находили приют странники, а нищих они исправно оделяли милостыней. Жизнь родителей была для детей наилучшим примером. Услышанное в церкви и прочитанное в священных книгах Стефан, Варфоломей и Петр видели воплощенным зримо в родительском доме.

Когда преподобному Сергию исполнилось пятнадцать лет, его семья, обеднев (причиной тому Епифаний Премудрый называет частые татарские набеги и поборы ордынцев, а также бесчинства, творимые в Ростове посланниками московского князя, которому отошло Ростовское княжество), вынуждена была переселиться из ростовского имения в Радонеж. Здесь жизнь текла своим чередом. Один за другим из отчего дома уходили сыновья, обзаводясь собственными семьями: сначала женился Стефан, а вслед за ним Петр. Только Варфоломей оставался с родителями.

Иконостас надвратной церкви Варницкого монастыря, освященной во имя прпп. Кирилла и Марии.