026. Троице-Сергиев Варницкий монастырь, страница 9ИСТОРИЯ гошши Борисо-Глебский монастырь И Вместе с родителями перейдя из ростовских пределов в Радонеж и основав впоследствии монастырь во имя Святой Троицы, преподобный Сергий не забывал о своей родине. По крайней мере дважды он бывал в Ростове. Первый раз — в 1358 году, второй — в 1363 году. Во второй свой приход он, следуя просьбе новгородских монахов-пустынников Фео-дора и Павла, выбрал место для основания монастыря во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. Указав место для строительства обители, преподобный Сергий предрек его будущее величие: «Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие, а страстотерпцы в помощь да будут, в предыдущие времена превознося монастырь под великими лаврами». Очень скоро монастырь стал довольно многолюдным и известным. Множество паломников приходило сюда не только из Ростова, но и из самой Москвы. Частыми гостями бывали здесь бояре и князья, жаловавшие обитель дарами и вотчинами. В первые полтора века своего существования Борисо-Глебский монастырь был деревянным. Каменное строительство началось в нем при Василии III. В обители наладилось производство кирпича, валуны для фундаментов свозили со всей округи. Сын Василия III, Иван Грозный, также немало постарался для благоукрашения и укрепления монастыря. Известно около двадцати вкладов, сделанных им в Борисо-Глебский монастырь (среди них — богослужебные книги, Борисо-Глебский, что на Устье, монастырь находится в поселке Борисоглебский, в 19 километрах от Ростова Великого. Борисо-Глебский монастырь в 1965 году. деньги и колокол для монастырской звонницы). В начале XVII века в Бори-со-Глебском монастыре подвизался преподобный Ири-нарх, взявший на себя подвиг затворничества. Многие обиды пришлось ему претерпеть от братии, которая, по человеческой ли слабости и завистливости, по диавольскому ли наущению, наговаривала настоятелю на старца, что-де он не так смиренен и прост, каков кажется. Однако именно благодаря ему Борисо-Глеб-ская обитель избежала польско-литовского разорения. Согласно преданию, поляки, подивившись крепости в вере и смелости прп. Иринар-ха, ушли из монастыря, ничего не тронув. Известно также, что он благословлял предводителей русского ополчения на борьбу с захватчиками. По окончании русской Смуты наступил период наи высшего расцвета Борисоглебского монастыря. В то время он был одной из богатейших русских обителей. Так продолжалось до 1764 года, когда Борисо-Глебский монастырь потерял большую часть своих владений и был приписан ко второму классу. Тем не менее вплоть до революции 1917 года он оставался одной из излюбленных паломнических святынь в ростовской земле. Посещали обитель Екатерина II и Александр III. В 1924 году Борисо-Глебский монастырь упразднили и передали комплекс монастырских зданий музею, но богослужения в некоторых его храмах продолжались до 1929 года. В 1989 году богослужения в соборе обители возобновились, а в 1994 году была зарегистрирована монашеская община, существующая сейчас в монастыре бок о бок с музеем. |