026. Троице-Сергиев Варницкий монастырь, страница 7

026. Троице-Сергиев Варницкий монастырь, страница 7

ИСТОРИЯ

Догмат о Святой Троице является краеугольным камнем христианского вероучения. Сущность догмата о Троице заключается в трех следующих положениях:

1) Бог троичен, в Нем Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Троицы есть Бог, но Они — не три Бога, а единое Божественное Существо.

3) Все три Лица отличаются личными (ипостасными) свойствами.

«Крестом для человеческой мысли» называл этот таинственный и непостижимый догмат о. Павел Флоренский. Однако в дольнем мире (и, в частности, в богоподобной природе человека) находятся аналогии, которые хотя и не дают нам полного и совершенного представления о Святой Троице,

Святая Троица

но дают определенное понятие о Ней. Например, можно предложить следующую аналогию, наиболее удобопонятно раскрытую свт. Игнатием (Брянчаниновым): «Ум наш — образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) — образ Сына; дух— образ Святого Духа. Эти три силы, не смешиваясь, составляют в человеке одно существо, как в Троице Три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо». Но, конечно, любыми сравнениями в данном случае следует пользоваться с осторожностью, ибо, по слову свт. Илария Пикта-вийского, «если мы, рассуждая о Божестве, употребляем сравнения, пусть не думает никто, что это есть точное изображение предмета. Между земным и Богом нет равенства...»

Введенскую церковь — единственный сохранившийся храм монастыря — передали Церкви в ужасающем виде.

внесла 1 тысячу рублей». Запись эта показывает, помимо всего прочего, что состояние Варницкого монастыря в течение XIX века настолько поправилось, что он уже сам получил возможность благотворить.

1907 год ознаменовался посещением обители «вновь назначенным на Ярославскую кафедру архиепископом Тихоном (Беллавиным)». Краткая эта помета заставляет нас внутренне вздрогнуть — святитель молился на родине преподобного Сергия. До революции и его избрания Патриархом оставалось десять лет. И менее двадцати — до его кончины. Кажется, не так много времени прошло. Но — целая жизнь, целый век. Здесь: «Архипастырю преподнесли икону от братии монастыря. После осмотра храмов архиепископ последовал в покои настоятеля, где ему был предложен

чай». Там — ЧК, ГПУ, постановления ЦК РКП (б), допросы, «тихоновщина», «опиум». Долгая темная ночь.

Но пока идет своим чередом. И выбиваются из этой чреды события радостные, а не скорбные: «1909. 5 февраля в обители произошло чудо на глазах у всей братии, прихожан, паломников,

пришедшех на Божественную литургию. Перед литургией в храм была внесена больная женщина, крестьянка из деревни Низова Савинской волости Ростовского уезда Мария Федоровна Васильева. По ее просьбе она была положена у иконы преподобного Сергия Радонежского. Здесь Мария Федоровна

шШШЯШШШШШШШЯШШШШШШЯШвЯИшшШ^

Троица Ветхозаветная. Икона написана мастером круга Дионисия в начале XVI века.