026. Троице-Сергиев Варницкий монастырь, страница 21

026. Троице-Сергиев Варницкий монастырь, страница 21

ЧУДЕСА

mmi

Часы — общественные богослужения, совершаются четыре раза в сутки (первый час — вечером, третий и шестой часы — утром, девятый час — днем). Первый и третий часы посвящены воспоминанию суда над Иисусом Христом у Каиафы и Пилата, шестой час — воспоминанию крестного пути и распятия Спасителя, девятый час — воспоминанию Его страданий на Кресте и смерти. Во время богослужения читаются определенные псалмы.

Паломники возле креста. 1992 год — шестисотлетие со дня кончины преподобного Сергия.

фанием. Это обнаруживает даже композиция текста. Однако тщательный разбор жития не входит в наши задачи. Мы должны обратиться к иному чуду, связанному с отроческими годами преподобного Сергия, — чуду, возможно, еще более известному, чем то, о котором мы говорили выше.

Рядом с южными воротами Варниц-кого монастыря стоит простой деревянный крест. Он обозначает место, на котором, согласно преданию, произошла встреча отрока Варфоломея, посланного своим отцом на поиск потерявшихся жеребят, с «неким черноризцем, благообразным и подобным Ангелу». Старец стоял под дубом и молился. Мальчик, наученный родителями чтить иноческий чин, остановился рядом, ожидая, когда монах окончит молитву. Когда старец помолился и взглянул на отрока, то, по Епифанию, «прозрел в нем духовными очами избранный сосуд Святого Духа». Он подозвал к себе Варфоломея, благословил его и спросил, чего он хочет и чего ищет. Любопытно, что тема поиска пропавших жеребят больше не возникает в этом сюжете. Мальчик, ни слова не упоминая о своем поручении (хотя именно о нем он — казалось бы — должен был рассказать старцу, отвечая на его вопрос, «чего он ищет»), сразу же открывает монаху главное свое мучение: «Душа моя желает более всего знать грамоту, для этого я отдан был учиться. Сейчас душа моя печалится о том, что я учусь грамоте, но не могу ее одолеть. Ты, святой отче, помолись

за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте». Старец помолился о мальчике, после чего дал ему небольшой кусочек белого пшеничного хлеба, похожий на анафору (часть Богородичной просфоры). Затем, «поучив его на пользу души», он хотел уже идти своей дорогой, но Варфоломей упросил его

причем Варфоломею велел читать псалом. Отрок поначалу робко возразил: «Я не умею этого, отче». Но после того как старец повторил свое повеление: «Я сказал тебе, что с сего дня Господь дарует тебе знание грамоты. Читай слово Божие без сомнения», — мальчик «начал стихословить Псалтирь очень внятно и стройно». И сам он, и его родные были очень удивлены произошедшим. Когда же черноризец, разделив трапе-

М. В. Нестеров долго не мог найти композицию для знаменитого «Видения отроку Варфоломею» (1889—90). Этот эскиз, созданный в 1889 году, иллюстрирует один из этапов творческого поиска.

зайти к ним домой: «Мои родители очень любят таких, как ты, отче».

В доме преподобных Кирилла и Марии (который, как предполагается, стоял на том месте, где сейчас находится Троицкий собор Варницкого монастыря) старец, благословив хозяев, сразу прошел в моленную и начал петь часы,

зу с домашними прп. Кирилла и сделав предсказание об особом призвании Варфоломея («отрок будет велик пред Богом и людьми»), вышел из дома и на глазах родителей преподобного Сергия стал невидим, все уверились в том, что то был Ангел Господень, «посланный даровать отроку знание грамоты».