026. Троице-Сергиев Варницкий монастырь, страница 23

026. Троице-Сергиев Варницкий монастырь, страница 23

святыни

не из руин, поскольку и таковых, по большому счету, не имелось. А из ничего. Уже в который раз подает нам Господь надежду через преподобного Сергия. Как тут не вспомнить возвращение Церкви Троице-Сергиевой Лавры в 1940-е годы, расцененное многими верующими как обетование грядущего возрождения религиозной жизни в измученной стране.

Однако нельзя сказать, что в Варницком монастыре нет и никогда не было «привычных» для нас святынь. Были. Например, одной из наиболее чтимых икон оставалась здесь на протяжении веков икона преподобного Сергия Радонежского с житием — храмовый образ Троицкого собора. Написанный во второй половине XVII века именно для Троицкого собора (об этом, в частности, говорит клеймо с изображением Святой Троицы, помещенное в верхнем ряду в самом центре), он был изъят из Варницкой обители и передан в ростовский музей. Сейчас эта икона, замечательная как своей художественной ценностью, так и, по меньшей мере, «историчностью» (легко представить себе, сколько поколений иноков и паломников, церковных иерархов и простых мирян молилось перед ней!), находится в музее.

Мы не знаем, кто писал икону преподобного Сергия для Троицкого собора. Но можно сказать, что изо

граф — кем бы он ни был — был знаком с житийными иконами прп. Сергия из Троице-Сергиевой Лавры. Там их, к моменту написания образа из Варницкого монастыря, было две (одна из них создавалась в конце XV века, другая — столетием позднее). Об этом говорит, прежде всего, определенный подбор сюжетов. Лишь в некоторых клеймах иконописец расставляет иные

Вверху слева: Житийная икона прп. Сергия, находящаяся сейчас в ростовском музее.

Вверху справа: Свт. Климент, Папа Римский. Икона с частицей мощей.

смысловые акценты и использует особые художественные приемы. И именно эти клейма отличаются наибольшей выразительностью. Прежде всего, это относится к двум крайним слева клеймам в нижнем ряду, где изображены, соответственно, кончина преподобного Сергия и обретение его мощей. Обыкновенно, изображая кончину преподобного, изографы писали его погребение. В данном случае иконописец избирает момент исхода души. Ангел, склоняясь над смертным ложем святого старца, принимает его душу в свои объятия, готовый перенести ее прямо к престолу Всевышнего. Его розовое одеяние и серебяные крылья создают возвышенный образ светлой печали

и одновременно великой духовной радости. Контрастируют с фигурой ангела помещенные в ногах преподобного иноки, совершенно по-земному скорбящие о смерти своего игумена. Второе клеймо — обретение мощей преподобного Сергия — отличается тонкостью художественного решения. Сюжет обретения мощей дан здесь на фоне белого храма, что подчеркивает

особую праздничность и торжественность происходящего.

Но житийная икона прп. Сергия находится, как мы уже говорили, в музее. В самом же Варницком монастыре заслуживают особенного внимания паломника как минимум две иконы. Обе они нового — и весьма приличного — письма, обе — с частицами мощей. Речь идет об иконах прп. Сергия и свт. Климента, Папы Римского. Нахождение в Варницкой обители иконы свт. Климента — отнюдь не случайность, а проявление «исторической памяти». Дело в том, что в былые века (согласно письменным источникам — уже в XVI веке) в Никольской слободе, как называлась ранее Варницкая слобода, был деревянный кладбищенский храм во имя святителя Климента, Папы Римского. Впоследствии его — за ветхостью — разобрали. Сейчас на месте древней церкви высятся два храма — Воскресения Словущего и прп. Паисия Великого и мч. Уара.