027. Спасо-Андроников монастырь, страница 4ХРОНОЛОГИЯ t 360-е Основание монастыря. 1380 В обители, согласно преданию, хоронят русских воинов, павших в Куликовской битве. Л1ежду 1410 И 1427 Строительство каменного Спасского собора. 1Монастырь получил архимандрию. 1504—06 Построена трапезная палата. 1611 Разграбление монастыря поляками. 1653 Перед отправкой в Сибирь в обители под стражей содержится виднейший «расколоучитель», мятежный протопоп Аввакум. 1691 — 1694 Строительство церкви Михаила Архангела (освящена только в 1739 году). 1701 Часть средств обители пущена на устройство приютов, госпиталей и исправительных домов. 174 8 Пожар наносит большой ущерб монастырской библиотеке и архиву. 1764 Монастырь причислен ко 2-му классу. 1790— 1803 Строительство колокольни Симеона Богоприимца. 1812 Обитель пострадала от наполеоновского нашествия. 1848— 1850 Перестройка Спасского собора. 1874 Построена церковь мученика Евграфа. 1919 Монастырь упразднен большевиками. До 1922 года на его территории находился один из первых лагерей ВЧК. 1924 Закрытие Спасского собора. 1930-е Монастырскую колокольню разбирают на кирпич. Уничтожение южной стены и юго-западной башни. 1947 Создание музея имени Андрея Рублева. 1960 Музей открывают для посетителей. 1989 Спасский собор начинает действовать в качестве приходского храма. Белокаменный блок с рельефом «Воин-змееборец» был обнаружен при реставрации Спасского собора. Его взяли из другой, более ранней, постройки и использовали при возведении храма. она и литовских князей Ольгерда (1368 и 1371 годы) и Кейстута (1372 год), и золотоордынского хана Тохтамыша (1382 год), и крымского хана Девлет-Гирея (1571 год). В 1611 году, в эпоху Смуты, монастырь пострадал от нашествия поляков. В 1371 году великий князь Дмитрий Иванович, будущий — Донской, провожаемый митрополитом Алексием в Орду за ярлыком, молился в монастыре об избавлении от опасностей. А девятью годами позже москвичи встречали близ Спасской обители полки князя Дмитрия Донского, победно возвращавшиеся после Куликовской битвы. В монастыре отслужили благодарственный молебен и панихиду об упокоении русских воинов, «за веру и отечество живот свой на поле брани положивших». Здесь, по преданию, захоронена часть павших в сражении. В XV веке, по житийным свидетельствам — при третьем игумене — Александре, вместо деревянного собора Спаса Нерукотворного Образа возвели новый, белокаменный. Это древнейший из сохранившихся за пределами Кремля московских храмов, шедевр не только русской, но и мировой архитектуры. В Спасском соборе находилась главная святыня монастыря — Нерукотворный Образ Спаса, привезенный из Царьграда. Расписывали собор знаменитые изографы Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески были уничтожены в XVIII веке при реставрации храма, остались лишь небольшие фрагменты. Уже в XVI веке почитались в лике святых первые четыре настоятеля Спасо-Андроникова монастыря: преподобные Андроник, Савва, Александр и Ефрем. В 1439 году монастырь получил архимандрию, что подтверждало высокий статус обители. В начале XVI века настоятелем монастыря стал духовник великого князя Ивана III архимандрит Митрофан, при котором (в 1504—06 годах) построили одностолпную трапезную палату на подклети, третью по величине после кремлевской Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря. Ныне это одна из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек XVI столетия. К XVI веку относится и возведение не дошедшей до нас надвратной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В XVI и XVII столетиях монастырь был одним из центров переписки книг; его библиотека содержала значительную часть сочинений Максима Грека. Архимандрит Митрофан, являвшийся сторонником преподобного Иосифа Волоцкого, вовлек монастырь в активную борьбу с ересями. При архимандрите Симеоне, ученике Иосифа Волоцкого, обитель нередко использовалась как место заключения противников иосифлян. В 1509—11 годах в стенах монастыря вынужденно пребывал новгородский архиепископ |