027. Спасо-Андроников монастырь, страница 5

027. Спасо-Андроников монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

Серапион позже оправданный и канонизированный. В 1553 году сюда вызвали для разбирательства игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия, подозревавшегося в поддержке еретика Матвея Башкина.

В августе-сентябре 1653 года в Спасской обители перед ссылкой в Сибирь держали знаменитого проповедника старообрядчества протопопа Аввакума Петрова. В свое «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» он включил рассказ о пребывании в монастыре: «Посадили меня на телегу, и ростянули руки, и везли от патриархо-ва двора до Андроньева монастыря, и тут на чепи кинули в темную полатку, ушла в землю, и сидел три дни, ни ел, ни пил; во тме сидя, кланялся на чепи, не знаю — на восток, не знаю — на запад. Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно. Бысть же я в третий день приалъчен, сиречь есть захотел, и после вечерни ста предо мною, не вем — ангел, не вем — человек, и по се время не знаю, токмо в потемках молитву сотворил и, взяв меня за плечо, с че-пью к лавке привел и посадил, и лошку в руки дал и хлеба немношко и штец дал похлебать — зело прикусны, хоро

«Владимирка» (1892) кисти Исаака Леви-ана. Эта «печальная» дорога, по которой шли в Сибирь каторжники, начиналась на площади у Рогожской з

ши! — И рекл мне: „Полно, довлеет ти ко укреплению!" Да и не стало ево. Двери не отворялись, а ево не стало! Дивно толко человек; а что ж ангел? Ино нечему дивитца — везде ему не загорожено. На утро архимарит з братьею пришли и вывели меня; журят мне: „Что патриарху не покорился?" А я от писания ево браню да лаю. Сняли болшую чепь, да малую наложили. Отдали чернцу под начал, велели волочить в церковь. У церкви за волосы дерут, и под бока толкают, и за чепь торгают, и в глаза плюют. Бог их простит в сий век и в будущий: не их то дело, но сатаны лукава-го. Сидел ту г я четыре недели».

В XVII веке монастырь стал «боже-домским» — в нем отпевали скончавшихся внезапной или насильственной

Андроньевская площадь в наши дни. Слева — храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (конец XVIII — начало XIX вв.).

смертью. На территории Спасо-Анд-рониковой обители находилась одна из древнейших в Москве скудельниц — общее захоронение для таких покойников.

В том же столетии деревянные стены монастыря заменили каменными.

В северо-западном углу монастырского двора располагалась не дошедшая до наших дней столпообразная шатровая колокольня с «русскими часами».

В 1690-х годах около Святых ворот обители поставили настоятельские покои.

pis3