029. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, страница 15ПУТЕВОДИТЕЛЬ рому приставлено царское место) изображены самодержцы Михаил Федорович и Алексей Михайлович — в полный рост, со скипетрами, а также — что любопытно — с нимбами над головами. Вообще, с точки зрения церковных установлений, росписи Троицкого собора не всегда точны. Например, в центральном куполе помещено «Отечество». А Большой Московский Собор в 1666 году недвусмысленно запретил писать Бога-Отца во плоти: «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа (си-речь Отца) никтоже виде когда воплоти. Токмо якоже Христос виден бысть в плоти, тако и живописуется, сиречь воображается по плоти: а не по Божеству: подобие и Пресвятая Богородица, и прочии святии Божии... Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Едино-роднаго Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не ле-по и не прилично есть, зане кто виде Отца, по Божеству; Отец бо не имать плоти, и Сын не воплоти родися от Отца прежде веков аще Давид пророк и глаголет: из чрева прежде денницы родих Тя, обаче то рождение не плотьское: но неизреченно и непостижимо бысть». Вверху слева: Паперть Троицкого собора. Вверху справа: Клеймо с перечислением мастеров, трудившихся над росписью Троицкого собора. Внизу: Усыпальница Годуновых в подклете Троицкого собора. Есть в соборе и фрагменты более ранних фресок (прежде всего, композиция «Страшный Суд» в западной галерее). Эти фрески выполнялись в 1654 году артелью костромича Василия Ильина Запокровского. Продолжению работ помешала эпидемия чумы — возможно, самая страшная во всей истории России. Тогда от морового поветрия, согласно подсчетам исследователей, погибло около половины всего населения страны, и рос пись собора была отложена до лучших времен — на тридцать лет. Но и в 1684 году мастера успели выполнить не все. Окончен фресковый ансамбль Троицкого собора был уже в начале XX века, в 1912—13 годах. В преддверии торжеств по случаю трехсотлетия Дома Романовых палехские иконописцы завершили роспись паперти собора, взяв за основу росписи Ильинской церкви Ярославля, над которыми трудились в свое время Гурий Никитин и Сила Савин. Таким образом, все росписи выполнены в едином стиле и являются исключительным по своей ценности памятником монументального искусства. В подклете Троицкого собора расположена так называемая «усыпальница Годуновых», хотя из семи надгробных плит, находящихся здесь, лишь три принадлежат представителям этой фамилии. Древнейшие усыпальницы Годуновых, где покоились более двадцати членов семьи (в том числе, Федор и Стефания, родители царя Бориса и царицы Ирины) попали, к сожалению, под фундамент церкви Рождества Богородицы, перестраивавшейся в середине XVIII века, и были, таким образом, уничтожены. /ХТбЮ ДОКБЬ&Н^МЫ /тщош cm сйпь mm \ \ f ГйШ1 НИКИШЙ.СИЛ4 ЫеиысмеШПЯ Ъмш шшртш TH^wrtsreuuKKi' N^s/ffiupm ышткЫг |