029. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, страница 13

029. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, страница 13

подвижники

для этого, вспоминал, что молились узники очень усердно.

Сведений об ипатьевском периоде заключения царской семьи очень мало. Практически все сношения с внешним миром были прерваны. Один из немногих документов, вырвавшихся из этой темницы на волю, — письмо Ольги Николаевны. В нем есть такие строки: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на

кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь». Комментарии, кажется, излишни.

Охрану семьи последнего императора осуществляли двенадцать солдат. Жили они в непосредственной близости от своих «подопечных», обедали с ними за одним столом. И сколько мелких унижений пришлось вынести императору, императрице, великим княжнам и цесаревичу — про то ведает один Бог. К обеду на семью из семи человек подавали пять столовых при

боров. Солдаты курили за столом и пускали дым в лица девушек-царевен, болезненного мальчика-наследника. Непристойные шутки и брань сопровождали любое действие заключенных. Прогулки в огороженном дворике поначалу составляли пятнадцать минут, а после сократились до пяти.

14 июля 1918 года протоиерей Иоанн Сторожев совершил последнее богослужение в Ипатьевском доме. Приготов

ления к расстрелу в это время уже шли. Вечером 16 июля узники, по обыкновению, легли спать рано. Ночью их разбудили. Комендант Яков Юровский велел всем одеться и спуститься «в безопасное место». Мотивировка была обычная — «в городе неспокойно». Около сорока минут ушло на сборы. Наконец, спустились в полуподвальную комнату с единственным зарешеченным окном. Государыня попросила принести два стула — один для наследника, так и не оправившегося окончательно после болезни, другой для себя. Государь встал рядом с ними. Княжны и близкие семье люди расположились вокруг. А в это время в соседней комнате стояли наготове вооруженные люди.

Расстрел, очевидно, производился беспорядочно — уже лежащих на полу людей добивали прикладами, кололи штыками. Почти тут же начался грабеж. С мертвых тел срывали драгоценности, все, что попадалось под руку. Во дворе во все время расстрела стоял грузовик со включенным мотором. Заглушать таким способом выстрелы большевики будут и десять, и двадцать, и тридцать лет спустя.

Еще до рассвета тела царственных страстотерпцев и убиенных вместе с ними доктора Е.С. Боткина, комнатного лакея А. Е. Труппа, горничной А. С. Демидовой, повара И.М. Харитонова вывезли в лес, в окрестности деревни Коптяки. Захоронение большевики постарались надежно скрыть.

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви государь Николай Александрович, государыня Александра Федоровна, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей были прославлены в лике страстотерпцев. Еще раньше, в 1981 году, царская семья была канонизирована Русской Православной Церковью Заграницей.

Иконы царственных страстотерпцев есть сейчас во многих домах, храмах и монастырях. Эта икона находится в Спасском монастыре города Мурома.

В 2000 году Святейший Патриарх Алексий II благословил создание монастыря в урочище Ганина Яма, близ деревни Коптяки, где большевики зарыли останки святых царственных страстотерпцев.