029. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, страница 29

029. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, страница 29

МОНАСТЫРЬ И МНР

ся в Ипатьевскую обитель, под защиту монастырских стен. В Ипатьевском монастыре и обнаружило Михаила Романова Великое посольство. Утром 14 марта 1613 года зазвонили колокола костромских храмов, и посольство двинулось через лежащую подо льдом Волгу к обители. Впереди шли архиепископ Феодорит и настоятели московских монастырей с чудотворной Владимирской иконой Богородицы и образами Московских чудотворцев в руках; за ними следовали бояре с огромным количеством сопровождавших их людей разных званий. В это же время с противоположного берега реки Костромы двигался крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. У стен Ипатия две процессии слились в одну. Надо думать, это было необыкновенно торжественное зрелище. У главных ворот, которые в то время еще выходили к реке, гостей встречали старица Марфа и ее сын Михаил.

На долю Великого посольства выпала трудная миссия. Уже зная о целях посольства и не желая принимать оказанной Михаилу чести, мать и сын поначалу даже отказывались следовать за иконами в Троицкий собор. Их все-таки упросили. После богослужения послы огласили решение Зем

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Богоявленский собор костромского Богоявленско-А настаси инамонаст ыря.

Внизу слева: Въезд царя Михаила Федоровича в Москву 2 мая 1613 года. Литография начала XX века.

Внизу справа: Царское место, в знак особой милости присланное в 1613 году царем Михаилом Федоровичем в Ипатьевский монастырь, находилось в Троицком соборе. Фотография начала XX века.

ского Собора и предложили Михаилу принять царский посох. Он наотрез отказался. Впрочем, больше говорила инокиня Марфа. На протяжении шести часов архиепископ Феодорит, келарь Троице-Сергиевой обители Авраамий Палицын и бояре уговаривали ее изменить свое решение, но Марфа стояла на своем. Ее аргументы были сильны: старица напоминала о том, что русские люди «измалодушествовали»; что крестное целование для них уже ничего не значит; что страна разорена; что Михаил юн и неопытен; что, наконец, польский король, узнав о согласии юноши сесть на трон, казнит его отца, томящегося в неволе... И лишь когда Авраамий Палицын и архиепископ Феодорит, указывая на чудотворные иконы Богородицы, воскликнули, что «ради чюдотворного образа всех Царицы Богоматере не мозите преслушати», Марфа Ивановна не смогла спорить дальше. Царь принял царский посох, и Марфа Ивановна благословила его.

11 июля 1613 года в Успенском соборе московского Кремля Михаила Федоровича Романова венчали на царство. На следующий день юному самодержцу исполнилось семнадцать лет. Долгих тридцать два года предстояло ему управлять Русью.