029. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, страница 28

029. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, страница 28

МОНАСТЫРЬ И МНР

сопротивление интервентов и освободили Москву. По некоторым сведением, незадолго до капитуляции поляки выпустили из Китай-города женщин и детей, в том числе Марфу и Михаила. Сразу же после освобождения мать и сын Романовы уехали в свою вотчину, в село Дом ни но, в 70 верстах от Костромы. Там они думали «пересидеть» неспокойные месяцы.

Но родовая вотчина оказалась небезопасным местом. В самом начале 1613 года Михаил чуть не погиб.

У этого сюжета была своя предыстория. Изгнание захватчиков из Кремля стало лишь первым шагом к прекращению Смуты и водворению спокойствия в измученной стране. За ним должен был последовать второй шаг — избрание нового царя, причем царя «всенародного»; его «всенародность» являлась бы залогом того, что никакой самозванец-авантюрист больше не сможет смутить русских людей и подвигнуть их на новые вооруженные выступления. Для избрания такого царя созвали Земский Собор, открывшийся в самом начале 1613 года. На него съехались, по некоторым оценкам, свыше 800 представителей всех сословий из 58 городов. Всего рассматривалось более десяти претендентов — среди них, помимо отпрысков боярских родов, были польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп и сын Марины Мнишек от Лжедмитрия II. К 21 февраля участники Собора определились со своим выбором, оконча-

Призвание Михаила Романова на царство. Фрагмент росписи из надвратной церкви Хрисанфа и Дарии в Ипатьевском монастыре.

Памятник Ивану Сусанину в Костроме. На постаменте выбито: «Патриоту Земли Русской».

тельно остановившись на кандидатуре шестнадцатилетнего Михаила Романова. После этого Собор сформировал Великое посольство, с архиепископом Рязанским и Муромским Феодоритом и боярином Федором Шереметевым во главе, и наказал ему «ехоти к государю царю и великому князю Михаилу Фео-доровичу всея Руси в Ярославль, или где он государь будет».

Как видим, местонахождение Михаила Романова было тогда неизвестно. Между тем, Михаил находился на волосок от гибели. Одна из польских шаек, во множестве бродивших в те дни по костромской земле, прослышала о решении Собора и, задумав пленить юного царя, отправилась искать Домнино. Спас Михаила староста Иван Сусанин. Встретив на развилке, неподалеку от Домнина, поляков, он вызвался свести их к Романовым, но вместо этого завел иноземцев в непроходимую топь, предварительно отправив своего зятя предупредить Михаила об опасности. Узнав, что Сусанин обманул их, поляки зарубили его, однако выбраться из болот не смогли и погибли. Согласно преданию, позже царь Михаил Федорович повелел перенести прах крестьянина в Ипатьевский монастырь и торжественно перезахоронить его. (В скобках отметим, что совсем недавно появилась информация, будто археологи нашли в окрестностях села Домнина около сорока человеческих скелетов, и среди их фрагментов некоторое количество католических и один православный крест; при исследовании останков определили и их возраст — примерно 400 лет. Тут же была выдвинута версия, что обнаружено место расправы поляков над Сусаниным, но версия эта остается недоказанной.)

Предупрежденный Михаил вместе с матерью тут же выехал в Кострому— там он некоторое время пребывал в собственном доме, а потом перебрал-