029. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, страница 25

029. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, страница 25

святыни

Другим ценнейшим предметом в коллекции музея является Плащаница с художественно вышитим на ней образом Спасителя, полагаемого во гроб. Предполагается, что ее вложила в «Ыпацкий монастырь» царица Ирина Годунова в 1593 году. Эти данные, впрочем, нуждаются еще в уточнении, хотя то, что Плащаница поступила от кого-то из Годуновых, не подлежит сомнению.

Множество икон, книг — как печатных, так и рукописных, — богослу-

изумительно изящной работы дарохранительница (1736), а также расшитая жемчугом и украшенная финифтяными дробницами митра (XVIII век). Можно увидеть здесь также иконы, богослужебные сосуды и утварь из других храмов Костромы и области, попавшие сюда уже в эпоху музея-заповедника (то есть после 1958 года).

Небольшой, но хорошо подобранной следует назвать экспозицию «Ипатьевский монастырь — „колыбель" Дома Романовых». Здесь находятся

и показа переданных ему экспонатов. Более того, эти условия гораздо лучше тех, что обеспечивались в прежнем, светском, музее, когда, например, необходимую влажность воздуха в помещениях поддерживали при помощи... мокрых половых тряпок. Научно-ис-следовательской работы в музее-запо-веднике из-за недостатка финансирования также практически не велось.

Монастырское и музейное начальство (а директором музея является наместник Ипатьевского монастыря

жебных облачений и утвари вложили в монастырь Годуновы. Самым щедрым и постоянным вкладчиком был Дмитрий Иванович Годунов, родной дядя Бориса Годунова. Таким образом, мы можем сказать, что большая часть экспозиции обязана своим существованием именно ему.

Логически продолжают и развивают «годуновскую коллекцию» экспонаты, представленные под общим названием «Церковные древности Костромской земли. Сокровища русского прикладного искусства XVII—XIX веков». Дело в том, что многие предметы из этой экспозиции предназначались для Ипатьевского монастыря изначально. По вкладам поступили сюда, например,

в основном вклады русских царей в Ипатьевский монастырь. Хотя представлены также иконы и богослужебные книги, пожертвованные некогда царями в другие монастыри костромской земли. К ценнейшим экспонатам такого рода относится Казанская икона Пресвятой Богородицы, бывшая «моленным образом» царя Михаила Федоровича и вложенная им в Макариево-Унженскую обитель.

Сейчас, когда все болезненные непонимания, связанные с возвращением Ипатьевского монастыря Церкви, улеглись, когда уже прошло некоторое время, можно с уверенностью говорить о том, что Церковный музей обеспечивает достойные условия хранения

архимандрит Иоанн) прекрасно понимает, что еще совсем недавно существование такого музея, как ЦИАМ, было бы невозможно. И что теперь на музее лежит огромная ответственность. Необходимо показать «городу и миру», что ничего «дикого» в том, что музей принадлежит Церкви, нет, что экспозиции его останутся по-прежнему доступны и интересны как паломникам, так и туристам. Последние несколько лет доказали состоятельность и компетентность подобного рода проекта. Остается надеяться, что модель церковного музея, созданная в Ипатьевском монастыре, поможет созданию и развитию таких музеев в других епархиях.

Слева: Пелену «Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский» пожертвовала в Унженский монастырь инокиня Марфа (мать царя Михаила Федоровича).

Внизу: В зале Церковного историко-археологического музея.