029. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, страница 23

029. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, страница 23

святыни

ятно, это следует связывать с лучшими побуждениями изографов — им хотелось, чтобы сравнительно небольшие изображения праздничного ряда «не терялись» над — как правило — большими иконами деисисного чина.

Сейчас в составе иконостаса Троицкого собора присутствуют разновременные иконы. Часть из них была выполнена в середине XVII века костромскими мастерами под руководством Василия Ильина. Тогда, сразу после постройки собора, иконостас был тябловым (то есть ярусы икон

держались на горизонтальных балках, снабженных специальными пазами). Частично для украшения икон использовались басменные оклады еще из го-дуновских даров. О том, как выглядел этот иконостас, дает представление Переписная книга церковной утвари Костромского Троицкого Ипатьевского монастыря за 1701 год: «Над Царскими дверьми в деисусе 19 образов... В другом поясу Господских праздников 21 образ, в третьем поясу вначале образ Знамение Пресвятой Богородицы, по обе стороны пророк

21 образ, а в четвертом поясу вначале Отечество, а по обе стороны праотцев 20 образов, а в четвертом поясу вначале Отечество, а по обе стороны праотцев 20 образов, писаны все на золоте. Меж образов столбцы веревчатые и по столбцам репьи писаны сусальным золотом и серебром, тябля писаны по золоту красками».

Другая часть икон была написана в XVIII веке, специально для нового иконостаса. И, наконец, есть в иконостасе несколько икон, писанных уже в XX столетии.

mm

Иконостас

Иконостас был в православном храме не всегда. В первые века христианства алтарь от средней части церкви отделяла лишь невысокая решетка, с решетчатыми же Царскими вратами. Нечто подобное мы можем увидеть и сегодня — в небольших (как правило, домовых или скитских)храмах.

В современном виде иконостас представляет собой более или менее сплошную стену, на которой в определенном порядке, ярусами, установлены иконы. Обыкновенно в иконостасе бывает от трех до пяти рядов: нижний (местный), в центре которого находятся Царские врата; деисис, символизирующий моление Церкви ко Христу; праздничный ряд, являющийся своего рода «иллюстрацией» к важнейшим событиям Нового Завета; наконец, пророческий и праотече-ский ряды. Венчает иконостас Распятие.

Точнейшие слова об иконостасе сказал в своей одноименной работе о. Павел Флоренский: «Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий... И если бы все молящиеся в храме были достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся всегда было видящим, то никакого другого иконостаса, кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его, своими ликами и своими словами возвещающих Его страшное и славное присутствие, в храме и не было бы. По немощности духовного зрения молящихся, Церкви, в заботе о них, приходится пристраивать некоторое пособие духовной вялости:

эти небесные видения, яркие, четкие и светлые, отмечать, закреплять вещественно, след их связывать краскою. Но этот костыль духовности, вещественный иконостас, не прячет что-то от верующих — любопытные и острые тайны, как по невежеству и самолюбию вообразили некоторые, а, напротив, указывает им, полу-слепым, на тайны алтаря,

Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря.

открывает им, хромым и увечным, вход в иной мир, запертый от них собственною их косностью, кричит им в глухие уши о Царствии Небесном, после того как оказались они недоступными речи в обыкновенный голос».