029. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, страница 21ЧУДЕСА очевидно, не без покровительства свя-щенномученика Ипатия и Пресвятой Богородицы — в итоге она все же нашла себе усердных ктиторов. Сначала—в лице бояр Годуновых, постоянно попрекаемых худостью рода и оттого решивших укрепить и прославить монастырь, основанный их легендарным предком. Впоследствии же Ипатьевский монастырь стал родовой святыней Романовых, получив, таким образом, самых высоких благотворителей, каких только возможно представить. В свете вышесказанного особенно удивительно, как удалось монастырю выстоять в советские годы. Причем выстоять без значительных повреждений. Казалось бы, большевики должны были стереть «Романовское гнездо» с лица земли. Но этого не случилось. А ведь уже собирались. В марте 1930 года газета «Северная правда» бодро рапортовала о радужных планах на ближайшее будущее: «Намечено также снести не представляющие исторической ценности стены Ипатьевского монастыря и ряд церковных построек в нем». Снос «ряда церковных построек» все же был начат. Взорвали церковь Рождества Богородицы. И все вроде шло по сценарию. Груды кирпича, лежавшие несколько лет неубранными. Мародеры, сразу же после взрыва церкви начавшие, как кроты, перерывать монастырское кладбище в поисках «кладов». Но все же после взрыва Богородице-Рождественской церкви дело почему-то застопорилось. Для верующих это «почему-то» значит очень много... В самом деле, никаких практических причин оставлять столь мону ментальный памятник, связанный с «проклятой династией», у властей не было. Фрески Троицкого собора? Ну и что? Мало ли фресок — и вместе с соборами — уничтожено. Да, собственно, в начале 1930-х годов Троицкий собор, формально принадлежа музею, стоял Каждая деталь архитектурного убранства восстановлена с любовной точностью. А могло случиться так, что восстанавливать было бы нечего. На фото: наличники Наместничьего корпуса. в запустении. В подклете его устроили овощной склад. Разве вот только пожалели уничтожить даровые жилые площади? Рабочий поселок «Текстильщица» пожалели? Под этим скромно-индустриальным именем монастырь худо-бедно продержался до конца 1940-х годов, когда здесь приступили к первым реставрационным работам. А в 1958 году из монастыря начали выселять жильцов, и восстановительные мероприятия пошли полным ходом. Предназначавшийся к уничтожению в 1930 году, монастырский ансамбль обрел вторую жизнь — пока в качестве особо охраняемого государством музейного объекта. ЛЕЖИ Священномученик Ипатий, епископ Гангрский Ипатьевский монастырь получил свое название по имени сщмч. Ипатия. Священномученик Ипатий был епископом города Гангры в Пафлагонии (Малая Азия). Он известен своим участием в 1 Вселенском Соборе в Никее, на котором была предана анафеме ересь Ария. Ересь ариан заключалась в том, что они не принимали основной догмат христианской веры, утверждавший единосущие Бога-Отца и Бога-Сына. Ариане считали, что Христос, Сын Божий, есть творение Бога-Отца и, следовательно, — «существо более низкого порядка» в сравнении с Ним. Участие в Никейском Соборе восстановило против сщмч. Ипатия по следователей Ария. Когда в 326 году то есть на другой год после Собора он ехал из Константинополя в Гангры на дороге его настигли враждебно на строенные к нему еретики. Они избили епископа и бросили его в болото. Там он, еще живой, молился, подобно пер-вомученику Стефану, за своих убийц. Молитву его прервал удар камнем по голове. Священномученик Ипатий, епископ Гангрский. Икона из местного ряда иконостаса Троицкого собора. Убийцы спрятали тело священному-ченика в пещере. Здесь его нашел крестьянин, имевший обыкновение складывать в пещере солому. В убитом он узнал епископа Ипатия. Жители Гангр, которым он поспешил сообщить об этом, с честью погребли епископа-му-ченика. Уже очень скоро у мощей его стали совершаться исцеления. Память священномученика Ипатия празднуется 13 апреля и 29 ноября (по новому стилю). |