029. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, страница 3

029. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, страница 3

шш дш рмшшх

В судьбе Ипатьевского монастыря, основанного в первой половине XIV века на красивейшем мысу у места впадения реки Костромы в Волгу, можно выделить несколько эпох. Две важнейшие из них принято называть «годуновской» и «романовской»

Согласно преданию, Ипатьевский монастырь был основан около 1330 года татарским мурзой Четом, бежавшим из Золотой Орды с мыслью поступить на службу к князю Ивану Калите. Будто бы на том самом месте, где ныне расположена Ипатьевская обитель, беглец сильно занемог, и явившаяся ему в окружении апостола Филиппа и святителя Ипатия Богородица пообещала исцеление. В благодарность за избавление от болезни Чет, принявший в крещении имя Захария, испросил разрешения у Ивана Калиты основать монастырь. Разрешение было получено. Захария стал родоначальником известных русских фамилий Сабуровых, Шейных, Вельяминовых-Зерно-вых и Годуновых.

О том, как жила Ипатьевская обитель в первый век своего существования, мы не знаем. Первое летописное

Вид Ипатьевского монастыря с моста через реку Кострому.

упоминание о ней датируется 1432 годом. Относится оно к событиям междоусобной борьбы, поднятой князем Юрием Звенигородским и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой, которые оспаривали титул великого князя у своего племянника и соответственно двоюродного брата Василия II Темного. На исходе этой борьбы Василий Косой, отказавшийся от своих претензий, именно в Ипатьевском монастыре заключил мирное соглашение с Василием Темным.

Уже в XV веке монастырь по милости великого князя стал хозяином перевоза через реку Кострому и получил первые земельные вклады. Но истинный его расцвет начался во второй половине XVI века. Связан он был

с именем Дмитрия Ивановича Годунова, родного дяди Бориса Годунова. До Дмитрия Ивановича дворянский род Годуновых считался захудалым, но с его стремительным возвышением при Иване Грозном, а затем и венчанием на царство его племянника вышел на первые роли в Московском государстве. Дмитрий Годунов был активным деятелем опричнины, но после ее упразднения не потерял доверия царя: в 1571 году мы находим его в чине постельничего, а спустя два года в чине окольничего. Возвышение продолжилось и после смерти Ивана Грозного, что не удивительно: царица Ирина, жена царя Федора Иоанновича, приходилась родной сестрой Борису Годунову и племянницей Дмитрию Ивановичу.