029. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, страница 5ИСТОРИЯ Так Ипатьевская обитель выглядела в год призвания Михаила Романова на царство. ца Ирина и Борис Годунов) неустанно радел о родной обители. Каменное строительство, преобразившее монастырь, велось на его деньги. Особенно активно строили в Ипатии после страшного пожара 1581 года — в частности, в 1586 году обитель обзавелась мощными крепостными стенами. Монастырская вкладная книга свидетельствует, что за период с 1586 по 1591 год Дмитрий Годунов пожертвовал Ипатьевскому монастырю около 1000 рублей (огромная по тем временам сумма!) на «каменное дело» и множество земель с деревнями. Впрочем, занимался он не только «каменным делом». Цитируем искусствоведа M. M. Постникову-Лосеву: «По отношению к Ипатьевскому монастырю Дмитрий Иванович был не обычным вкладчиком. Он не только обогащал ризницу новыми вещами, но неустанно заботился о ее состоянии, лично пересматривая ее содержимое при частых посещениях монастыря, входя во все мелочи и внося различные изменения и исправления, которые он считал нужными с эстетической точки зрения». Результат был налицо: к концу XVI века монастырь превратился в крупнейшего (и богатейшего!) землевладельца, став обладателем удивительного собрания иконописи, церковной утвари, облачений, шитья, ценных рукописей. Его выросшее значение вла сти зафиксировали в 1598 году, введя в нем архимандрию. А потом была Смута. В начале 1609 года в Костроме вспыхнуло восстание против Лжедмитрия II. Ставленник самозванца воевода Вельяминов со своими людьми и поляками затворился в Ипатьевском монастыре mm Императрица Екатерина II посетила Ипатьевский монастырь на пятом году своего царствования. Существует немало портретов Екатерины II. Есть среди них парадные, есть аллегорические, есть «идеологические», но «человеческий» портрет был написан, пожалуй, лишь один. Созданный в 1787 году в Киеве, он «Портрет Екатерины II в дорожном костюме» (1787) работы Михаила Шибанова. изображает стареющую (ей исполнилось к тому времени уже 58 лет) императрицу в дорожном костюме. Екатерина направлялась тогда в Крым, за четыре года до того присоединенный к России. Путешествие это придумал светлейший князь Григорий Потемкин, дабы убедить Европу в том, что приход русских в «полуденную Тавриду» способствует процветанию края, и покончить с иллюзиями турецкого султана, мечтавшего восстановить зависимость Крыма от Турции. Именно этим объясняется международный характер «экспедиции» — Екатерину сопровождали австрийский император, а также австрийский, английский и французский послы. Потемкинская акция завершилась полным успехом: мощь российского Черноморского флота и поразительные масштабы строительства на полуострове были удостоверены. Автором киевского портрета Екатерины II являлся Михаил Шибанов — художник почти таинственный. Мы не знаем ни года его рождения, ни года его смерти. Совсем недавно удалось выяснить, что происходил он из крепостных крестьян дворян Спиридовых. Его художнические таланты были замечены хозяевами, которые вследствие этого обзавелись собственными портретами. Позже легендарный адмирал Григорий Спиридов, командовав ший русским флотом в победоносном Чесменском бою, отправил крепостного живописца к Потемкину. Работы художника произвели большое впечатление на светлейшего князя; чуть позже Шибанов получил свободу, звание «вольного художника» и даже удостоился чести писать императрицу. Известно, что живописец участвовал в оформлении новых храмов Новороссийского края. Кроме того, до нашего времени дошли два полотна Шибанова («Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» (1777)), превращающие его в родоначальника крестьянского жанра в русской живописи. Умер художник после 1789 года — этим годом датируется последний документ, где он упоминается. |