029. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, страница 6

029. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

«Портрет императора Николая I» (1826) кисти Василия Тропинина.

и несколько месяцев выдерживал осаду. В сентябре ополченцам все-таки удалось взорвать монастырскую стену, после чего обитель была взята, а изменники и интервенты уничтожены. В начале 1613 года в монастыре скрывались от польских отрядов старица Марфа (Романова) со своим сыном

Михаилом. Именно здесь произошло призвание на царство Михаила Федоровича Романова, открывшее новую страницу в истории России.

Представители царствующей династии, с легкой руки царя Михаила, не оставляли своими заботами «колыбель Дома Романовых» — именно такое официальное название получил монастырь в XIX веке. В 1642—45 годах территорию обители значительно расширили, построив так называемый

Ипатьевский монастырь на акварели конца XIX века.

Новый город. В 1650—52 годах был возведен новый Троицкий собор — на месте прежнего, разрушенного при случайном взрыве пороха, который в нем хранился. В 1744 году, с образованием Костромской епархии, монастырь стал архиерейской резиденцией.

Традицию посещения Ипатьевской обители российскими самодержцами ввела Екатерина II, навестившая ее 14 мая 1767 года. К этому событию приурочили строительство новых ворот в северной стене Старого города, получивших имя Екатерининских. Императрицу приветствовали выстрелами из 37 пушек, установленных на монастырских стенах. Екатерина присутствовала на Божественной литургии, которую служили в Троицком соборе, осмотрела обитель, а перед отбытием пожаловала 3000 рублей на ее благоустройство.

В 1834 году в Ипатьевском монастыре встречали Николая I, в 1858 году — Александра II, в 1881 году — Александра III, в 1913 году — Николая II. Особенно значимыми для обители были первый и последний визиты. В 1832 году Николай I утвердил план генеральной реконструкции монастыря, которой руководил архитектор К.Тон. Император желал, чтобы монастырским постройкам вернули «древний вид». Помимо этого, в 1837 году деревянное «плотинное укрепление» заменили каменным, что было весьма необходимо; никто не хотел повторения 1709 года, когда при сильнейшем наводнении

шшш

Ипатьевская летопись

Имя Ипатьевского монастыря зафиксировано в названии одного из списков значительнейшего русского летописного свода — так называемой Ипатьевской летописи. Его обнаружил в монастырской библиотеке Н. М. Карамзин — это случилось в 1814 году. Писатель, получивший в 1803 году звание придворного историографа, перевез находку в Петербург, в библиотеку Академии наук, где она пребывает до сих пор.

Помимо Ипатьевского варианта этого летописного свода, известны еще несколько списков, но Ипатьевский — самый старый из них, он относится к первой четверти XV века.

Ипатьевская летопись четко делится на три части, хронологически наследующие одна другой. Первой из них является вариант древнейшего произведения русской литературы — «Повести временных лет», начинающейся с рассказа «от-куду есть пошла Руская земля» и доведенной до 1117 года. Вторая часть — Киевская летопись, охватывающая период с 1118 по 1191 год и предположительно составленная игуменом киевского Выдубицкого монастыря Моисеем. В Киевской летописи, в частности, есть рассказ о легендарном походе князя Игоря Святославича на половцев (1185 год). Наконец, третья часть — это Галицко-Волынская летопись, рассказывающая о жизни Галицкого и Волынского княжеств с 1205 по I 1292 год. Она представляет собой набор разнородных документов, включая воинские повести, свидетельства очевидцев, княжеские грамоты, посольские документы, фрагменты иных летописей и литературных произведений (среди последних отметим знаменитое «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона).

Ипатьевская летопись давно признана ценнейшим источником по истории Древней Руси.