031. Свято-Введенский Толгский монастырь, страница 5

031. Свято-Введенский Толгский монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

стоятельность. Толгская обитель оказалась в вотчине князей Засекиных, которые сильно досаждали ей многочисленными поборами. То есть ее переход под властную руку московского князя был вполне мотивирован — да и исторически оправдан: стране, в целях противостояния иноземцам, требовалась скорая централизация. Оправдан он был и в смысле перспективы: новое покровительство обеспечило в будущем внимание к монастырю русских самодержцев.

Первый же из них, царь Иван Грозный, посетил Толгскую обитель в 1553 году. Он возвращался тогда в Москву из Кирилло-Белозерского монастыря, куда ездил уже во второй раз и где, по некоторым сведениям, намеревался принять постриг. Целый год к тому времени Иоанн Васильевич пребывал в тяжелой болезни — он обезножел: «Пришедшему же тому великому монарху не о себе, но носиму на креслах», — свидетельствует летопись. Царь горячо молился у Толгской иконы Божией Матери, и случилось чудо: «воста и здрав бысть, укрепився ногами». В благодарность за исцеление самодержец «образ чудотворный велми повеле украсити от серебра и злата и бисера и камения многоценна. По сем церковь немалу на хвалу Богу ка-мену повеле соградити...» Введенский собор, сооруженный по царскому повелению и на царские средства, стал первым каменным строением в монастыре. Кроме того, царь Иоанн подарил обители икону Спаса Нерукотворного. Он и впредь не оставлял ее своими вкладами. Его стараниями, к слову, в монастырь были переданы саженцы, из которых впоследствии выросла знаменитая кедровая роща.

С тех пор русские цари щедро одаряли Толгский монастырь — среди них мы найдем и почти всех Романовых: стоит вспомнить хотя бы вклады Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Анны Иоанновны, Екатерины II, Павла I...

В годы Смуты обитель постигло тяжелое испытание — в мае 1609 года ее разграбили польско-литовские интервенты. Захватив монастырь, они предали мученической смерти

Св. Ярославские князья Феодор, Давид и Константин. Фреска из Никольской церкви.

PSHPHI

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

4 декабря (21 ноября по старому стилю) Православная Церковь вспоминает Введение во храм Пресвятой Богородицы. Об этом событии не говорится в канонических Евангелиях, сведения о нем почерпнуты из апокрифических текстов, отражающих в основном устное предание. Согласно этим источникам, родители Пресвятой Девы привели Ее в Иерусалимский храм, когда Ей минуло три года, исполняя, таким образом, обет посвятить свою Дочь Богу. У храма, к которому вели пятнадцать крутых ступеней, преодоленные Отроковицей с удивительной легкостью, встретил Ее первосвященник (по преданию — Захария, отец Иоанна Предтечи). По особому внушению свыше он провел Деву Марию в Святая Святых — куда мог входить один только первосвященник, да и то лишь раз в год. Этим была явлена особая роль, уготованная Отроковице. С трех лет до Своего обручения с праведным Иосифом Дева Мария неотступно пребывала в Иерусалимском храме.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы исполнен великой надежды. Архимандрит Иоанн (Кресть-янкин) так говорил о нем: «С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий — Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откро- «Введение во храм Пресвятой Богородицы», ется всем, желающим неба». икона 1560 года.