031. Свято-Введенский Толгский монастырь, страница 6

031. Свято-Введенский Толгский монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

Царь Иоанн Васильевич Грозный. Раскрашенная гравюра конца XVI века.

Вид Толгского монастыря. Клеймо иконы «Явление Толгской иконы Божией Матери святителю Трифону».

46 насельников, укрывавшихся в соборном храме. Русь, оказавшаяся на грани уничтожения, тогда все-таки выстояла. В 1612 году князь Дмитрий Пожарский выбрал Ярославль в качестве сборного пункта для ополченцев; здесь готовился поход на Москву. Город был переполнен, санитарные условия проживания в нем оставляли

желать лучшего, и разразилась эпидемия. Но Божия Матерь спасла русское воинство. После крестного хода с Толгской иконой Пресвятой Богородицы, совершенного в Ярославле, моровое поветрие отступило.

В конце XVII века, в «эпоху» игумена Гордиана, бывшего настоятелем монастыря с 1673 по 1700 год, Толгская

обитель преобразилась. В ней развернулось активное каменное строительство, в нее стекались крупные пожертвования. Игумен Гордиан умел привлекать богатых благотворителей. Одним из них был князь Никита Львов, позже принявший в монастыре постриг с именем Нил. На «гордиановскую эпоху» приходится одно важное собы-

mim

Архиепископ Ириней (Нестерович)

Архиепископ Ириней (в миру Иван Гаврилович Нестерович), написавший необыкновенно проникновенные слова о Толгском монастыре, был его настоятелем на протяжении шестнадцати лет. До своего появления в обители владыке пришлось вынести чреду тяжелейших испытаний. Сама довольно пестрая его биография является их зеркальным отражением. Будущий архиерей родился в 1783 году в Киевской губернии в семье священника. Окончил Киевскую духовную академию, в которой некоторое время после этого преподавал. Позже учительствовал в Яссах. В тридцатилетнем возрасте был постри

жен в монашество, настоя-тельствовал в Курковском монастыре (территория нынешней Молдовы), руководил Кишиневской семинарией. Два года (1824—26) провел в Петербурге, где служил законоучителем в 1-м кадетском корпусе. Далее начались злоключения, вызванные принципиальной позицией архимандрита Иринея, считавшего, что в Божием храме полагается славить Господа, а не, например, возглашать здравицы в честь генерала, начальника корпуса. Из Петербурга его удалили, возведя в сан епископа Пензенского и Саратовского. Но и в Пензе строгий архиерей долго не задержался — уже в 1830 го

ду он в сане архиепископа Иркутского, Нерчинского и Якутского отправился в Сибирь. А менее через год был удален от управления епархией, объявлен умалишенным и сослан в вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь с запрещением в священнослу-жении — обличение пороков властей предержащих не прошло для него даром. В Вологде архиепископ Ириней вел жизнь строго подвижническую и много работал для духовных журналов. Его дар убеждения вскоре оценили и, определением Святейшего Синода, стали присылать к нему раскольников для увещания. В 1838 году владыке разрешили священнослу-

жение, а в 1848 году определили быть настоятелем Толгского монастыря. Скончался архиепископ Ириней весной 1864 года. На исходе жизни он сам ископал себе могилу возле Спасской церкви, где его и похоронили. Существуют записанные Н. Лесковым замечательные воспоминания о подвижнике бывшего кадета Г. Похитонова, основателя известной в XIX веке издательской фирмы «Общественная польза». «Он был кадетами любим удивительно, — говорил Г. Похито-нов, — он навеки меня облагодетельствовал, образовав мое религиозное чувство. Да и для многих он был таким благодетелем...»

(Ий ТМГсНК AiWtrsi