031. Свято-Введенский Толгский монастырь, страница 8свидетель чудлЕпископ Ростовский и Ярославский Трифон, которому явилась Толгская икона Пресвятой Богородицы, прославлен как местночтимый святой Ярославской епархии. Явление Толгской иконы Божией Матери святи- Спасо-Преображенский монастырь Ярославля, где окончил свои земные дни телю Трифону, епископу Ростовскому. Фрагмент сет. Трифон. Сейчас в монастыре находится музей, росписи Никольского храма Толгской обители. равнительно немного известно нам ■ "о человеке, впервые удостоившем-жВся лицезреть Толгскую икону Бо-ЩУ жией Матери. Обыкновенно имя святителя Трифона (до пострижения в схиму — Прохора) и вспоминается именно в связи с явлением этой великой святыни. Его жизнь никак не освещена вплоть до 1310 года, когда мы обнаруживаем его уже архимандритом ярославского Спасо-Преображенского монастыря. В марте 1311 года он был хиротонисан митрополитом Московским Петром во епископа Ростовского и Ярославского. Дальнейшие сведения о епископе Прохоре носят отрывочный и неполный характер — за исключением сюжета с явлением ему Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Известно, что в 1319 году он ездил в Тверь мирить тверских князей с московским князем Юрием, затем в 1327 году побывал в Москве, где участвовал в освящении Успенского собора. В 1328 году, будучи уже, вероятно, в преклонных летах, удалился на покой и жил в Ярославле, в Спасо-Преображенском монастыре, где и скончался 7 сентября 1328 года. Вот, собственно, и все (или почти все), что известно нам о святителе Трифоне из документальных источников. Предание рисует нам его образ более подробно, говоря о святителе как о муже не только благочестивом, но и ученом, богословски образованном, что, конечно, было редкостью для того времени. Имеются и свидетельства о чуде, совершившемся при непосредственном участии ростовского епископа. Рассказывают, что в 1322 году в яро-славо-ростовских пределах появился с войском некий Ахмыл, посланник хана Узбека. Грабя селенья, попадавшиеся ему на пути, и без счета проливая кровь христиан, он достиг Ростова. Епископ Прохор вышел ему навстречу с крестным ходом. Сопровождал его некий витязь Игнатий, потомок, по преданию, ордынского царевича св. Петра. Увидев столь торжественную процессию, Ахмыл удивился — ведь обычно все бежали, едва завидев его воинов. Это несколько смягчило его жестокое сердце, на котором, к тому же, лежала печаль: сын Ахмыла, следовавший вместе с ним, занемог и уже не мог ходить. Когда святитель Прохор узнал об этом, он дал ему выпить святой воды и осенил его крестным знамением. Недужный исцелился. А Ахмыл не только не тронул Ростова, но и щедро одарил епископа. |