031. Свято-Введенский Толгский монастырь, страница 10

031. Свято-Введенский Толгский монастырь, страница 10

подвижники

будущий император, очень интересовался способным юношей). Кроме того, благосклонно был принят он и в свете — особенно в кружке тогдашней пишущей интеллигенции. Его литературные опыты одобряли И. А. Крылов, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин.

Но все это не увлекло Дмитрия Брянчанинова «до конца». В его сердце оставалась пустота, которую не могло заполнить ничто из того, что предлагала ему блестящая петербургская жизнь. «Протекли почти два года в занятиях земных: родилась и уже возросла в душе моей какая-то страшная пустота, явился голод, явилась тоска невыносимая — по Боге. Я начал оплакивать нерадение мое, оплакивать то забвение, которому предал веру, оплакивать сладостную тишину, которую я потерял, оплакивать ту пустоту, которую я приобрел, которая меня тяготила, ужасала, наполняя ощущением сиротства, лишения жизни! И точно — это было томление души, удалившейся от истинной жизни своей — Бога. Вспоминаю: иду по улицам Петербурга в мундире юнкера, и слезы

Свой монашеский путь свт. Игнатий начал в Александро-Свирском монастыре.

Перенесение мощей свт. Игнатия из Николо-Бабаевского монастыря в Толгскую обитель в 1988 году.

градом льются из очей...» — писал впоследствии святитель Игнатий.

Вместе со своим товарищем Михаилом Чихачевым он начал ходить на Валаамское подворье, затем — в Александре-Невскую Лавру, где пользовался наставлениями лаврского духовника иеромонаха Афанасия. Немало укрепляло Дмитрия и чтение святых отцов, освоение умного делания. «Бывало, с вечера, — вспоминал он, — ляжешь в постель и, приподняв от подушки голову, начнешь читать молитву, да так, не изменяя положения, не прерывая молитв, встанешь утром идти на службу, в классы».

Такое умонастроение не укрылось от отца Дмитрия. Живший при молодом юнкере-аскете слуга исправно доносил Александру Семеновичу о его времяпрепровождении. Памятуя некогда высказанное сыном желание, Брянчанинов-старший обеспокоился и снесся с высокопоставленными петербургскими знакомыми, прося их «отвадить» Дмитрия от монахов. В итоге молодому человеку пришлось предстать перед митрополитом Петербургским Серафимом (Глаголевским). Рассчитывая увидеть перед собой неоперившегося честолюбца, искателя высокого духовного сана, митрополит поначалу был с ним резок. Но, рассмотрев в нем совершенно иные устремления, владыка разрешил ему продолжать «собеседования» с лаврскими отцами.

В 1826 году Дмитрий Брянчанинов окончил Инженерное училище и сразу же подал прошение об отставке, которое не было принято. Весною того же года он серьезно заболел. Налицо оказались все признаки чахотки. Врачи старались обнадежить пациента, он же готовился к смерти и молился. Но умереть в расцвете сил ему не пришлось.

В 1827 году Дмитрий Александрович отправился служить в крепость Дина-бург (нынешний Даугавпилс в Латвии). Здесь он заболел вновь, еще тяжелее прежнего. Осенью 1827 года крепость посетил великий князь Михаил Александрович. Состояние офицера Брянчанинова ужаснуло его. Прошение об отставке было удовлетворено. В начале января 1828 года отставной офицер выехал из Динабурга в Александро-Свирский монастырь, к своему старцу — преподобному Льву (Наголкину), с которым познакомился еще в Петер-