031. Свято-Введенский Толгский монастырь, страница 11

031. Свято-Введенский Толгский монастырь, страница 11

подвижники

бурге. Вскоре Дмитрий Александрович последовал за ним в Площанскую пустынь (Орловская губерния), а затем — в Оптину пустынь (под Козельском). От переездов и постов здоровье его сильно пошатнулось, и в конце 1829 года он вынужден был некоторое время гостить в доме своих родителей (они продолжали убеждать его отказаться от иноческого пути). В 1830 году Дмитрий подвизался в Седмигорской Успенской пустыни, в 1831 году — в Глушицком Сосновецком Иоанно-Предтеченском монастыре.

28 июня 1831 года совершилось событие, которого послушник Димитрий ждал на протяжении долгих лет, — епископ Вологодский и Устюжский Стефан совершил над ним монашеский постриг. Вскоре его рукоположили во иеродиакона, а затем — во иеромонаха. В начале 1832 года отец Игнатий был назначен настоятелем Григориево-Пельшемского Лопотова монастыря. Нездоровая местность (монастырь окружен болотами) вынудила святителя спустя непродолжительное время просить о переводе в другую обитель. И место было уже найдено — митрополит Московский Филарет (Дроздов) предполагал поставить игумена Игнатия настоятелем Угрешского монастыря, — но тут вмешалась высочайшая воля. Со свт. Игнатием пожелал встретиться император Николай I. «Ты мне нравишься, как и прежде! — сказал он ему на аудиенции. — Ты у меня в долгу за воспитание, которое я тебе дал, и за мою любовь к тебе. Ты не хотел служить мне там, где я предполагал тебя поставить, избрал по своему произволу путь, — на нем ты и уплати мне долг твой. Я тебе даю Сергиеву пустынь, хочу, чтоб ты жил в ней и сделал бы из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей». Так в конце декабря 1833 года святитель стал настоятелем Санкт-Петербургской Троице-Сергиевой пустыни. 1 января 1834 года его возвели в сан архимандрита.

Настоятельствовал в Сергиевой пустыни свт. Игнатий вплоть до 1857 года. За это время монастырь укрепил-

Рака с мощами свт. Игнатия (Брянчанинова) в Крестовоздвиженском храме Толгской обители.

ся и материально, и духовно. Сам же святитель отличался лишь духовной крепостью, но никак не физической. В 1847 году, после особенно тяжелой болезни, он подал прошение об увольнении на покой в Николо-Бабаевский монастырь, но получил лишь одиннадцатимесячный отпуск. В течение отпуска, проведенного в Бабаевской обители, свт. Игнатий не столько отдыхал, сколько работал — вел обширную переписку, писал очерки.

В конце 1840-х годов в печати стали появляться труды святителя (правда, сначала анонимно) — проповеди, статьи, стихотворения, наставления, письма. К середине 1860-х годов он уже был признан Россией как выдающий

ся духовный писатель, хотя цензоры относились к нему не без некоторой осторожности: ведь свт. Игнатий не получил систематического богословского образования, а в творениях своих стремился передать свой личный аскетический опыт.

В 1857 году архимандрит Игнатий был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского, но управлял епархией всего четыре года. В 1861 году его отпустили, наконец, на покой. Свои дни он окончил, как того и желал, в Николо-Бабаевском монастыре, работая над своими сочинениями и приготовляя себя молитвой и постом к уходу из земной жизни. 30 апреля 1867 года святитель мирно почил о Господе.