032. Великая Лавра (Святая Гора Афон), страница 25

032. Великая Лавра (Святая Гора Афон), страница 25

святыни

штат

Великая Лавра и «латинский» мир

За свою долгую историю Великой Лавре неоднократно приходилось вступать в контакты с католическим миром. Пожалуй, наиболее резко эти связи были выражены в XIII веке (в 1204 году Константинополь был разгромлен крестоносцами, и территория Афона до 1222 года оказалась приписана к католическому Фессалоникий-скому королевству), а также в XV столетии, когда после Ферраро-Флорентийско-го собора папский престол и Константинопольская Патриархия заключили унию (1439 год).

Если остановиться на XV веке, то настроения афонского монашества в эту эпоху

можно охарактеризовать как крайне антилатинские. Сама идея отправки православной делегации на собор в латинские земли, похоже, не вызвала сочувствия на Святой Горе. Афонские монастыри даже отказались снабдить эту делегацию рукописями из своих библиотек, необходимыми для полемики с латинянами. Впоследствии из афонских помянников были исключены имена императора Византии Иоанна VIII и Патриарха Константинопольского Митрофана, принявших унию.

Имея возможность делегировать на собор в Италию многочисленных представителей, святогорцы ограни

чились посылкой туда лишь ватопедского монаха Доро-фея и монаха Великой Лавры по имени Моисей. Оба монаха, как и подавляющее большинство православных участников собора, подписали декрет об унии. При этом Дорофей даже получил от папы Евгения IV (1431 — 1447) в сентябре 1439 года грамоту, согласно которой паломникам, посетившим Ватопед и совершившим в нем пожертвования, отпускались все грехи. Но, как известно, декрет об унии подписывался в условиях давления на православную делегацию. Впоследствии многие участники собора отмечали, что вынужденно поставили свои подпи

си под декретом. Отсутствие каких-либо известий, даже косвенных, о попытках внедрить после 1439 года унию в Великой Лавре ярко свидетельствует об истинной позиции лавриотов.

Вместе с тем, неприятие насельниками Великой Лавры католических догматов не распространялось на политические контакты с «латинянами». К XV веку афонские монахи, видя неспособность императорской власти охранять их имущество, стали искать покровителей на Западе. В 1421 году к королю Арагонскому Альфонсу V была направлена делегация монахов Великой Лавры. Преподнеся королю мощи св. Афанасия и предъявив ему грамоту папы Иннокентия III, взявшего в 1213/1214 году под покровительство имущество Великой Лавры и других свя-тогорских монастырей, это посольство добилось указа, который предписывал всем подданным Альфонса V, «находящимся как на суше, так и на море», защищать монастыри Афона от любых посягательств.

Дальнаяя слева: Крестоносцы под стенами Константинополя в 1204 году. Французская миниатюра.

Слева: Образ Богоматери «Всецарица» из Великой Лавры.

ла — к сожжению. Бесстрашно взошла равноапостольная на костер, но тот не причинил ей вреда, и мучители в страхе разбежались. После того святая Фекла оставила родной город и отправилась на поиски апостола Павла. Вместе с ним первомученица прошла с проповедью Евангелия до Антиохии. Там она подверглась преследованиям наместника Сирии Александра, пленившегося ее красотой. Святая Фекла отвергла его домогания и за это была осуждена на растерзание зверями. Многими дикими зверями пытались травить Феклу,

но она оставалась невредимой: «И был вокруг нее как бы облак пламенный, так что ни звери ее не касались, ни нагота ее видима не была». Сама же подвижница говорила: «Я есмь раба Бога Живого: совершающееся же надо мною есть милость Бога о Сыне Его, и Его ради ни единый из зверей не коснулся до меня. Ибо Он один — спасения предел и жизни бессмертной полнота; обуреваемым соделывается в Нем прибежище, скорбящим — облегчение, безнадежным — покров, и, чтобы сказать все в едином слове, если не уверуешь в Него, жить

не будешь, но умрешь вовеки». Наблюдавший эти чудеса и устрашенный произнесенными святой Феклой словами правитель повелел отпустить ее на свободу. А народ возопил: «Велик Бог христианский!» По благословению апостола Павла Святая Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии Исаврийской и прожила там долгие годы, непрестанно проповедуя Слово Божие и исцеляя больных молитвой. Многих язычников святая Фекла обратила ко Христу; Церковь достойно именует ее равноапостольной.