032. Великая Лавра (Святая Гора Афон), страница 27

032. Великая Лавра (Святая Гора Афон), страница 27
МОНАСТЫРЬ И МНР

У границы монашеской республики.

Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им все на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и Я буду Заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем». Афон издревле считался одним из земных уделов Пресвятой Богородицы, дарованных Ей Иисусом Христом. Уже в незапамятные времена сложился запрет, воспрещавший женщинам присутствовать на Святой Горе. Свидетельство об этом запрете отражено, например, в Житии преподобного Петра Афонского, составление которого относится к рубежу X—XI веков.

Первые достоверные сведения о заселении Афона монахами относятся к IX веку. Тогда же, а именно в 883 году, византийским императором Василием I была дана древнейшая из известных монарших привилегий свя-тогорцам. Согласно императорскому указу, монашеские земли, на которых местным жителям было запрещено пасти скот, находились под защитой императора; кроме того, иноки освобождались от уплаты земельных налогов. В дальнейшем императорские привилегии только возрастали, и Афон постепенно превратился в монашеский центр Византии. До Святой Горы такие центры сложились в Вифинии (Малая Азия) и в ряде других мест. Отличительной чертой византийских центров монашества становились постоянные пожертвования, которые

выделяла монашествующим государственная власть. Постепенно количество иноков и монастырей на Афоне увеличивалось, началась организация святогорского самоуправления. Появилась должность прота, который стоял во главе афонского монашества. Его главной задачей было отстаивать интересы святогорцев перед гражданской и церковной властями, а также решать спорные вопросы между монастырями. На эту должность избирались самые уважаемые иноки. Прот осуществлял свою власть совместно с советом игуменов. Несколько раз в год происходили общие собрания афонских монахов.

В настоящее время Афон находится в составе Греческой республики и, по

Здание Протата в Карее — административный центр Святой Горы.

ее Конституции, «является в соответствии со своим древним привилегированным положением самоуправляющейся частью Греческого государства, суверенитет которого над ним остается неприкосновенным». Кроме Конституции, жизнь святогорцев регулируется «Уставной хартией Святой Горы Афонской», утвержденной в 1926 году, через несколько лет после обретения Северной Грецией независимости от Османской империи. Ныне монашеская республика на Афоне состоит из двадцати монастырей, первенствующее место

mm

Помимо двадцати монастырей, на Афоне существует большое число иных монашеских учреждений, не являющихся юридически полноправными: скитов, келлий, калив, исихастириев, аскитирив. Скиты — это, как правило, малые монастыри, находящиеся в зависимости от крупных обителей. В настоящее время их насчитывается двенадцать. Келлии — также зависимые от главенствующего монастыря монашеские поселения, обычно состоящие из нескольких человек, проживающих в одном доме с пристроенным к нему храмом. Кали-вы — то же, что и келлии, но меньших размеров, земельных участков они не имеют. Исихастирии и ас-китирии — удаленные места, находящиеся в труднодоступных уголках Афона, в которых подвизаются один-два подвижника.