032. Великая Лавра (Святая Гора Афон), страница 30

032. Великая Лавра (Святая Гора Афон), страница 30

ттт злб6тфб проддобш тш

Второе десятилетие XX века было переломным и для русских монастырей, и для монастырей Афона. Разница лишь в том, что обители России после 1917 года ждали разруха и забвение, а обители Святой Горы после 1912-го—торжество свободного исповедания Христа и подъем духовной жизни.

■"■истории XX и начала XXI веков я^ можно выделить несколько осо-Г"1бенных дат и событий, имевших 1_1большое значение для Великой Лавры. Прежде всего, это освобождение Северной Греции, в том числе Афона, от турецкого владычества в 1912 году и включение Святой Горы в состав греческого государства. Не только радость и спокойствие принесло Афону избавление от османского господства, однако несомненно одно — над Святой Горой больше не висела тень могучей империи иноверцев. И это подтолкнуло монахов приступить к пересмотру своей внутренней жизни. О духовном подъеме в Великой Лавре после описываемых событий говорит то, что в 1914 году монастырь, долго время являвшийся особножительным, перешел на общежительный устав. Впрочем, ненадолго — данная форма организации иноческой жизни, завещанная преподобным основателем обители, не прижилась. В этом также проявились сложности нового этапа истории Святой Горы.

Крайне непростыми выдались для Великой Лавры 1940-е годы. Во время Второй мировой войны Греция была оккупирована германскими войсками, в 1946—1949 годах в стране бушевала гражданская война. И хотя Афон оставался как бы в стороне от всего этого, общее положение дел в Греции сказывалось на жизни лавриотов самым плачевным образом. Ко всему прочему, обители Афона серьезно пострадали, когда в ряде стран Восточной Европы к власти пришли коммунисты, национализировавшие тамошние подворья и иные монастырские владения.

Наиболее значимым событием в новейшей истории Великой Лавры стал ее 1000-летний юбилей, который торжественно и с большим размахом отмечался в 1963 году. На торжествах, прошедших в июне того года, присутствовали многие политики и, разумеется, пред

Щ>У% I.!'

I фхщ

tJ ■

В Великой Лавре собирают оливки, являющиеся важнейшей составляющей рациона афонских монахов.

Ожидание.

ставители поместных церквей. Среди Патриархов, приехавших отметить знаменательную дату, были: Афина-гор I Константинопольский, Венедикт Иерусалимский, Юстиниан Румынский, Герман Сербский, Кирилл Болгарский. Русскую Православную Церковь представлял председатель Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов).

Выделим и 1979 год. Тогда обитель вновь обрела общежительный устав. До этого Великая Лавра управлялась ежегодно обновлявшимся советом старцев, теперь, как и в старину, у нее появился настоятель. Установления преподобного Афанасия Афонского и его взгляды на форму монашеского бытия снова определяли строй Великой Лавры. В момент возведения на настоятельское место нового игумена открылось мироточение иконы преподобного Афанасия. Это стало для всех лавриотов знаком Промысла Божьего в происходящих переменах.