032. Великая Лавра (Святая Гора Афон), страница 29

032. Великая Лавра (Святая Гора Афон), страница 29

рушй след

Великая Лавра — не только древнейший, самый прославленный и большой по своим размерам монастырь Афона. Она еще стала и той обителью, с которой начались связи Руси со Святой Горой.

■ If же в одном из ранних актов Лавры, II датированных февралем 1016 года, уг стоит греческая подпись некое-w го Герасима, «монаха, милостью Божией пресвитера и игумена обители Роса», т.е. обители русских. Впрочем, впоследствии на протяжении довольно длительного периода времени сведений о русских в пределах Великой Лавры не встречается. Но в то же время известно, что не позднее конца XIII века монастырь преподобного Афанасия превратился в один из книжных славянских центров, в котором трудились представители нескольких православных славянских народов.

Укрепление связей между Великой Лаврой и Русью наблюдается с рубежа XIV—XV веков. В 1390-е годы монастыри на Святой Горе посетил русский путешественник Игнатий Смольнянин, оставивший описание Великой Лавры. А в первой трети XV столетия в ней подвизался тверской иеромонах Афанасий Русин. Он занимался перепиской греческих книг, с них потом делались переводы на церковнослявянский язык и отправлялись на Русь. Современные историки считают, что именно Афанасий Русин мог быть монахом, сделавшим вклад в ризницу Великой Лавры, которым стала до сих пор хранящаяся

МРШ

Церковнославянский язык — восходящий к старославянскому языку язык православного богослужения в славянских странах, на который свв. Кирилл и Мефодий неревели Св. Писание. В России церковнославянский язык оставался основным языком книжной культуры вплоть до XVIII века, при этом он «не участвовал» в разговорной речи. Таким образом, важно понимать, что церковнославянский и древнерусский языки — не одно и то же.

Преподобный Максим Грек составил для великого князя Московского Василия III подробное описание Великой Лавры.

в монастыре и ныне показываемая гостям обители шитая плащаница русской работы с изображением «Положение во гроб».

Особенно тесными русско-лавриот-ские связи становятся в начале XVI века. Это было время, когда русское государство, только что объединенное под скипетром великих князей Московских и сбросившее изнурительное ордынское иго, вышло на мировую арену и

оказалось единственным независимым православным государством мира. Взоры покоренных православных народов обращаются к Руси — их последней надежде. За помощью в далекую Москву едут и крупнейшие церковные иерархи, и представители рядовых монастырей, и посланники аристократии со всех уголков православного мира: из Египта, Палестины, с Синая, Балкан. В 1515 году ко двору великого князя Василия III прибыл из Великой Лавры старец по имени Мелетий, который получил богатые дары. Позже представители монастыря преподобного Афанасия неоднократно посещали Россию.

В середине XVIII века императорским указом в России учреждается особый фонд, из которого Великой Лавре и ряду других святогорских монастырей выплачивались постоянные пожертвования. А в XIX столетии на Афоне появляются русские келлии, приписанные к Великой Лавре. К 1917 году их насчитывалось четырнадцать.

Русское правительство помогало грекам в их освободительной борьбе. Картина М. С. Тка-ченко «Бой брига "Меркурий"с турецкими кораблями 14 мая 1829 года» (1907).