036. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, страница 14

036. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, страница 14

hQ

и

ь

s

^

о

PQ W

ь >>

с

лшшрнфйшции

Сложно не согласиться с утверждением путеводителей, что архитектурный ансамбль Александро-Невской Лавры — один из красивейших монастырских ансамблей России. Санкт-Петербург нельзя представить без Лавры — без ее Троицкого собора, без высоких башенок на берегу Монастырки, без тихих и торжественных кладбищ.

С&ЯТО-ТРОНЦКНН С (ЖОР

Свято-Троицкий собор Александро-Невской Мраморный иконостас собора выполнен Л. Пинкетти, а бронзовые детали изготовил Г1ьер Ажи. Лавры был освящен в 1790 году.

Строительство Свято-Троицкого собора началось в 1719 году, автором первоначального проекта был Теодор Шверт-фегер. В 1744 году почти уже готовое здание было велено разобрать до «подошвы»: собор «сел», по сводам пошли трещины. Еще почти десять лет минуло, прежде чем приступили к этой работе, и только к 1755 году она завершилась.

В 1763 году состоялся конкурс на новый проект собора. Но в нем никто не победил — несмотря на то, что свои проекты представляли самые видные зодчие своего времени. Лишь в 1774 году, после второго конкурса, был утвержден выдержанный в духе классицизма проект Ивана Егоровича Старова (среди прочих его работ — такие известные памятники петербургской архитектуры, как Таврический дворец и Воскресенская церковь на Волковском кладбище).

30 августа 1778 года митрополит Гавриил в присутствии императрицы совершил торжественную закладку собора, и к 1786 году он был уже вчерне готов. Приступили к отделочным работам и украшению интерьера, долженствовавшего, согласно статусу Александро-Невского монастыря, отличаться особым благолепием. В 1790 году, наконец, состоялось освящение Свято-Троицкого соборного храма.

К этому дню Екатерина II приготовила богатые дары: в новый собор она пожертвовала отчеканенный из золота образ «Моление о чаше», роскошную утварь и фландрские шпалеры. В 1794 году из Эрмитажа, согласно ее воле, в Троицкий собор передали картины Ван Дейка, Гверчино, Бас-сано, Строцци и других европейских мастеров. Императорским даром

являлось и серебряное паникадило, весившее около тринадцати пудов. Исходя из вышесказанного, читатель легко поймет, сколь богатым было убранство церкви. Беда лишь в том, что оно более подходило для дворца или католического собора, нежели для православного храма.

Вплоть до середины XIX века Троицкий собор оставался холодным. В 1847 году в нем устроили калориферное отопление, позволившее совершать в соборном храме богослужения зимой.

16 августа 1933 года Леноблисполком принял решение о закрытии Свято-Троицкого собора и переустройстве его под «Дом занимательной науки». В 1955 году собор вернули верующим, а в 1957 году, после ремонта, в нем впервые после четвертьвекового перерыва прошла Божественная литургия.