036. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, страница 5

036. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, страница 5

ИСТОРИЯ

«Монастырь Святого Александра Невского» на гравюре 1717 года.

ви вышла именно из стен Александро-Невского монастыря.

Одновременно с созиданием традиций созидались и стены столичной обители. Каменное строительство в монастыре началось в 1717 году по «Генеральному плану», составленному ДоменикоТрезини. В 1722 году освятили Благовещенскую церковь — первый каменный храм. К 1727 году в обители было четыре храма, колокольня с пятью колоколами, пять каменных корпусов, деревянные кельи и сад. Правда, затягивалось строительство Троицкого собора — доминанты всего архитектурного комплекса, — но все же монастырь постепенно приобретал обжитой вид.

В 1797 году Александро-Невский монастырь, согласно именному указу Павла I, получил статус Лавры «со штатом наравне с Киево-Печерскою и Троицкою Сергиевскою». К этому времени в обители уже сложились собственные традиции — особенно в том, что касается богослужений, которые отличались

большой торжественностью. Еще во времена Петра I здесь появилась своя певческая школа и было введено нотное пение. К концу XVIII века митрополичий хор, певший за богослужениями в Свято-Троицком соборе, ни на йоту не уступал придворным певчим. Свой расцвет лаврская певческая школа переживала в начале XIX века, когда регентом здесь служил протоиерей Петр Турчанинов, виднейший духовный композитор своего времени. Он переложил на ноты многие древние песнопения.

В начале XX века капитал Александ-ро-Невской Лавры насчитывал до трех

миллионов рублей, а земельные владения превышали тринадцать тысяч десятин (и это при том, что в Петербурге лаврские земли постоянно отчуждались от нее: либо сама Лавра отдавала их для возведения богоугодных и учебных заведений, либо их забирали для общественных нужд — под строительство Обводного канала, например, или Николаевской железной дороги). Основной доход Лавра получала от строительства домов на принадлежавших ей участках в Петербурге. Доход этот тратился в основном на благотворительность: монахи содержали дом

штш

Санкт-Петербургские духовные школы

В 1721 году была учреждена «во общую пользу при Алек-I сандро-Невском Монастыре для учения юных детей чтения и писания Славянская школа, в которой как того Монастыря служительских детей, так и сирот, не имеющих родителей и своего пропитания, и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от 5-ти до 13-ти лет, — учить Славенско-

Петр I явился не только основателем Александре-Невского монастыря, но и инициатором создания Славянской школы при нем.

го чтения и писания по новопечатным Букварям, и потом и грамматике». Основным учебным пособием стал для школяров на первое время «Букварь, или Начальное учение отроком» небезызвестного Феофана Прокоповича. Изучали дети также арифметику, а в свободное от основных предметов время занимались музыкой и рисованием. Через пять лет на фундаменте Славянской школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария, а в 1788 году, после проведения в жизнь училищной реформы Екатерины II,

Александро-Невскую семинарию преобразовали в Главную семинарию, которая, в свою очередь, в 1797 году повысила свой статус до Александ-ро-Невской академии. Наконец, в 1809 году, после очередного реформирования системы духовного образования, Александро-Невская академия распалась на три вполне самостоятельные ступени: Духовную академию (высшая ступень), Духовную семинарию (средняя ступень) и Александро-Невское духовное училище (низшая ступень). В 1841 году семинарию перевели в особое здание, где она находится и в наши дни. В 1918 году Санкт-Петер-бургские духовные школы были закрыты. Наследовал им Петроградский Богословский институт, открывший

ся в 1920 году, а с 1925 года — Высшие Богословские курсы. 1946 год был отмечен возрождением духовных школ, причем и семинария, и академия расположились в бывшем семинарском здании. Профессорами Санкт-Петербургских духовных школ в разное время были такие видные личности, как митрополит Антоний (Храповицкий), Н.Д. Успенский, А. В. Карта-шев, Н. Н. Глубоковский. Из семинарии и академии вышло множество достойных священнослужителей, иерархов Церкви, ученых (И. П. Павлов, кстати, тоже учился в Санкт-Петербургской семинарии). И этот-то мощный организм вырос из маленькой и по существу своему достаточно примитивной Славянской школы.