036. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, страница 29

036. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, страница 29

mum лихолетье

Александро-Невская Лавра вместе с северной российской столицей перенесла страшную ленинградскую блокаду Ее стены и здания могут немало рассказать о тех страшных 900 днях и ночах.

Ж ленинградской блокаде писать Гж ■трудно — то, что тогда происходило % 1в городе, не умещается в сознание, р'Тут нечего анализировать, истинную атмосферу в стоявшем насмерть Ленинграде воссоздают лишь свидетельства очевидцев. Так, потрясающие душу факты приводятся в блокадных статьях поэтессы Ольга Берггольц. В одной из них она находит неотразимый ход, цитируя плакаты и объявления, появлявшиеся на стенах домов в то время. «Не оставляйте детей возле горящих коптилок!», «Всем гражданам! Отвожу ихних покойников на саночках до кладбища и другие бытовые перевозки...», «За ненадобностью продается легкий гроб...», «Ленинградцы — на огороды!»... «Наши стены шепчут, бормочут, кричат», — пишет Берггольц, но если даже это и бормотание, то бормотание, больше похожее на крик. В той же статье она рассказывает о том, какие книги пользовались наибольшей популярностью в Публичной библиотеке, не закрывавшей своих дверей даже в первую блокадную зиму. Цитируем: «Поступает запрос: как наладить производство спичек? Свечей? Белковых дрожжей? Сплошь и рядом оказывалось, что новейшие пособия не годятся для Ленинграда — просто нет возможности поставить производство в блокаде по-современному. Тогда подыскивались старинные книги, обучавшие примитивному изготовлению хотя бы тех же свечей — „како катать свещи"...»

Кстати, некоторые фонды ленинградской Публички хранились тогда именно в Александро-Невской Лавре. Все они были упакованы, сняты со стеллажей и сохранены. Часть скульптурных деталей с памятников Некрополя мастеров искусств, входившего с момента своего создания в Музей городской скульптуры, музейные работники перенесли в Благовещенскую церковь и спрятали под полом усыпальницы. В результате потери некрополя оказались незначительны — в частности, прямым попаданием авиабомбы был

уничтожен памятник на могиле актрисы В. Асенковой. В блокадные времена по заказу музея известные художники выполнили рисунки и акварели самых выдающихся памятников Лазаревского кладбища и Благовещенской усыпальницы. Эти работы не только иллюстрируют работы по спасению памятников, но и показывают разрушения, причиненные монастырю варварскими бомбардировками.

В Лавре с конца 1941 года размещался приемно-распределительный госпиталь № 1. Вообще, в те годы посещение упраздненной обители становились высоким уроком патриотического воспитания. Могилу А. В. Суворова, на-

В самом верху: Блокадный городской пейзаж: зенитные орудия у Исаакиевского собора.

Вверху: •<Медный всадник», спрятанный от немецких летчиков в специальном защитном ящике.

ходившуюся в Благовещенской церкви, тогда привели в образцовый порядок. Осенью 1942 года притвор Троицкого собора, где ранее находилась рака с мощами св. Александра Невского, получил декоративное оформление, а в самом храме чуть позже была устроена выставка, посвященная святому благоверному князю.