036. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, страница 26

036. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, страница 26

некрополь лштоб и$кшк

Посещение Некрополя мастеров искусств в Александро-Невской Лавре — ныне непременный пункт стандартной «туристической программы» знакомства с Санкт-Петербургом. Между тем, не все знают, что создание этого музея является трагической страницей в истории лаврских кладбищ.

Александро-Невскую Лавру от над-вратной церкви ведет узкий проход, I ^ограниченной с двух сторон низки-Umh стенами. Слева располагается Лазаревское кладбище, где в XVIII веке (с 1717 года) хоронили представителей самых именитых российских родов — и лишь с личного императорского разрешения. Справа — знаменитый Некрополь мастеров искусств. К 1820-м годам Лазаревское кладбище оказалось переполнено, и возникла необходимость поиска новой территории для захоронений. В 1823 году место для этого выделили напротив Лазаревского кладбища. Изначально, при основании Александро-Невского монастыря, оно было отведено для настоятельских покоев, сада и огородов. Позже здесь появилось здание консистории.

Новое кладбище назвали Ново-Лазаревским, тем самым обозначив его преемственную связь с первым лаврским кладбищем, — подобно ему, оно было необыкновенно «почетным».

В Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.

Ново-Лазаревское кладбище быстро расширялось в направлении с востока на запад, границы его постоянно изменялись — лишь в конце 1870-х годов их зафиксировали каменной оградой. Примерно в это же время (в 1869— 71 годах) на Ново-Лазаревском кладбище по проекту архитектора Н. Гребенки возвели церковь-усыпальницу в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Деньги на строительство пожертвовали купцы братья Д. и Н. Полежаевы. В 1876 году Ново-Лазаревское кладбище официально переименовали в Тихвинское.

К началу XX века на плотно «стеснившемся» Тихвинском кладбище насчитывалось более 1300 захоронений. В эпоху послереволюционной смуты многие памятники были разрушены вандалами, искавшими среди могил сокровища. В 1926 году Тихвинское

кладбище закрыли, но захоронения на нем продолжались до начала 1930-х годов.

Важнейшей вехой в истории Тихвинского кладбища стал 1934 год. Большевики приступили тогда к жесткому регулированию жизни страны, причем этот процесс принял тотальный характер и касался абсолютно всего — от государственной символики до кладбищ. Одновременно активно создавались новые государственные «иконы» — героем одной из них стал великий русский поэт Александр Пушкин. Эти две тенденции и определили будущее Тихвинского кладбища. Во-первых, в тогдашнем Ленинграде приступили к реорганизации и упорядочению городских кладбищ: одни из них — Митрофаниевское, Фарфоров-ское, Выборгское католическое и т. д. — ликвидировались; другие (такие, как