037. Монастырь Студеница (Сербия), страница 16

037. Монастырь Студеница (Сербия), страница 16

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

\жт

Со времени Стефана Немани (преподобного Симеона Мироточивого) берет начало искусство сербской фрески. Для настенной живописи той поры, как и для архитектуры, используется понятие «рашская школа». Эту живопись характеризуют строгость, монументальность и золотой фон, заменявший мозаику. Надписи над композициями, тексты на свитках, которые держат в руках святые, писались кириллицей в сербской редакции. Кроме общей тематики священной христианской истории, в произведениях изображались персонажи сербской истории. Важнейшие темы живописной церковной росписи были определены ранее (сцены из жизни Иисуса Христа,

Фресковая живопись «рашской школы»

Пресвятой Богородицы, сюжеты, связанные с двунадесятыми праздниками), причем место некоторых из них было строго регламентировано. Особенностью сербского фрескового искусства стала и традиция увековечения ктиторов храма. Они изображались с моделью выстроенной по их заказу церкви, с символикой, отражавшей общие идеи о божественном происхождении власти (например, нимбы над головами), а иногда фрески запечатлевали и конкретные политические отношения. До нашего времени дошли лики сербских правителей, святых и архиереев, некоторые исторические сцены (похороны или оплакивание кого-либо из ктиторов, государственный собор

«Рождество Пресвятой Богородицы» на фреске из Королевской церкви.

и т.д.), причем зачастую это современные событию или отстоящие от него на очень небольшое время изображения. Таким образом, у нас

есть уникальная возможность увидеть реальный облик деятелей сербской истории, начиная с эпохи создания сербской государственности.

имеет в полном смысле слова романский облик. Об этом говорят и облицовки церкви мраморными плитами, и характерные полукруглые проемы дверей, и тройные и двойные окна, и большие глухие арки, соответствующие снаружи внутренним сводам, и типичные фризы глухих арочек, тянущиеся вдоль краев стен. Романский почерк проявляется в изломе вершин сводов и арок. О близости романскому сти

лю и подражании западным образцам свидетельствует также то, какое значение придается каменной скульптуре. Каменный декор в виде скульптур украсил порталы с консолями, проемы окон и дверей. Стремясь к гармонии пропорций, красоте силуэта, выявлению конструкции в объемах здания, строители обращали особенное внимание на внешнюю отделку. Роскошно оформлен западный портал, имеющий

сложное архитектурное обрамление со скульптурой Пресвятой Богородицы на престоле с Иисусом Христом на коленях и фигурами двух архангелов. Мастера, работавшие над декором соборного храма Студеницы в последнее десятилетие XII века, показали исключительное мастерство, с особой силой проявляющееся в богатом плетеном орнаменте из виноградной лозы, птиц и фантастических животных. Впоследствии каменный декор станет важнейшей составляющей «рашской школы».

Особую ценность представляют фрески храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Студенице. Настенную живопись применительно к эпохе средневековья называют «Библией для неграмотных». Действительно, фрески сообщали большинству верующих той поры гораздо больше информации, чем тексты. Поэтому настенная живопись, играющая роль поучения, была непосредственно связана с господствующей богословской доктриной. Фрески соборного храма Студеницы выполнены в 1208—1209 годах, уже при сыновьях

Притвор короля Радослава.

ТОЖЬСТВОСПЗ'г