037. Монастырь Студеница (Сербия), страница 15ПУТЕВОДИТЕЛЬ mmРашская архитектурная школа Большинство сербских храмов, построенных в XII—XIII веках и связанных с династией Неманичей, с архитектурной точки зрения принадлежали к «рашской школе», которой присуще стилистическое единство и определенная целостность, несмотря на многообразие элементов. Церкви данного типа соединяли в себе традиционную византийскую основу с элементами романских форм. Все они, как правило, имели прямоугольное основание с полукруглой апсидой, а с западной стороны — дополнительные внешние притворы, и восходили в своей планировке к однонефной византийской купольной базилике. Тип купольной базилики в сознании средневековых сербов ассоциировался с самым ранним периодом развития христианства и напоминал о фундаментальных символах вселенской христианской духовности. Важно было и то, что с ориентацией на данный тип базилики в IX веке были построены самые знаменитые святыни Константинополя (например, базилика Влахернской Богородицы). Таким образом, избранный архитектурный тип, с одной стороны, представлял Сербию преемницей Византии, а с другой — прекрасно соответствовал статусу «царской» постройки, что было актуально для Сербии XII—XIII веков, когда большинство храмов возводились венценосными ктиторами. Из наблюдений искусствоведа А. В. Васильевой сооружения. Основание купола и полукруглые своды опираются на толстые стены с пилястрами. Романские декоративные элементы занимают значительное пространство на наружных стенах. Богаты и украшения оконных проемов. Во времена короля Радослава, около 1235 года, к первому внутреннему притвору был пристроен просторный и высокий внешний притвор с двумя полукруглыми приделами. Притвор Радослава, строившийся как усыпальница, отличается от первых построек и размером, и отделкой фасада. Академик С. Чиркович подчеркивает, что соборный храм Студеницы Шедевр сербской средневековой архитектуры — соборный храм Студеницы. Апсида Успенского храма.
|