037. Монастырь Студеница (Сербия), страница 18

037. Монастырь Студеница (Сербия), страница 18

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

прижизненные портретные изображения короля Милутина и его юной жены Симониды, дочери византийского императора Андроника II Палеолога, писавшиеся, видимо, с натуры. Они напоминают об укреплении политических связей между слабевшей тогда Византией и могущественной Сербией. В сценах «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм» можно видеть типичные для палеологовского искусства Византии удлиненные фигуры на фоне сложного архитектурного

пейзажа. Они представлены то в торжественных позах, то в порывистом движении, в развевающихся одеждах. Следует указать на то, что в живописную манеру фресок Королевской церкви, характерную для сербских памятников XIII столетия, впервые начинают проникать элементы графики.

На фреске Королевской церкви изображен строитель храма — король Милутин.

ЦЕРКСЖК святителя НИКОЛАЯ ЧУДОТ&ОРЦЗ

Эта небольшая церковь наиболее уда

лена от главного входа в монастырь. Она построена не позднее конца первой трети XIII века. Приблизительно в 1230-х годах храм был расписан той же артелью сербских мастеров, что создали фресковые ансамбли известных культовых центров Сербии — церкви Богородицы Левишки в Призрене и храма монастыря Морача. Все ансамбли связаны между собой сходством типов святых, почти тождественным рисунком, повторяющейся цветовой шкалой и совершенно одинаковым почерком надписей. Фигуры из сохранившихся сцен праздничного цикла храма святителя Николая Чудотворца — «Вход Господень в Иерусалим» и «Жены-мироносицы у гроба» (как и образы Иоанна Предтечи из наоса, а также Богоматери с ангелами в алтаре) — оставляют впечатление полноты объемов, достигнутой благодаря подчеркнутым контрастам света и тени.

Храм во имя святителя Николая невелик.

другие МОНАСТЫРСКИЕ ПОСТРОЙКИ

Над центральным входом в обитель, который расположен в западной части стены, высится проездная башня, построенная в XIII столетии. (Исследователями высказывались предположения, что башня вообще не относится к Средневековью, но сейчас эти гипотезы отвергнуты.) Она использовалась в качестве колокольни, там же находилась часовня (или надвратный храм). Внутри башни частично сохранились

фрески XIII века: «Поклонение отцов Церкви» на восточной стене и над ними, в следующем ярусе, — «Преображение Господне». Огромная композиция «Древо Иесеево», правда, плохо сохранившаяся, занимает целиком всю наружную башенную стену, обращенную к монастырскому двору. В. Джурич отмечал, что фрески проездной башни Студеницы являются самой ближайшей аналогией фресок другой древней

сербской святыни — монастыря Жича: «Обобщенно решенные фигуры святых — того же типа, что и в росписи звонницы в монастыре Жича. Тем не менее, на ликах уже нет тех толстых белых линий, которыми в Жиче обозначались блики света. Когда-то фрески обгорели, поэтому трудно судить об их колористических достоинствах».

Налево от входа в монастырь к стене примыкает древняя каменная