Техника - молодёжи 1981-05, страница 23

Техника - молодёжи 1981-05, страница 23

при умелом использовании украсит любое новое сооружение, которое надумают тут возвести. Надеюсь, так и поступят ирбитские строители.

Теперь известны документальные свидетельства о деятельности архитекторов и строителей каменного Ирбита — А. Е. Шабунина, Е. П. Чигиринцева, П. А. Образцова и уже упоминавшегося академика Ю. И. Дютеля. Из мастеров кирпичного дела старожилы помнят Ивана Торопова, которого называли «первейшим каменщиком». Он владел мастерством изготовления особого фигурного кирпича, искусством кладки и шлифовки стен. Торопов-ские узоры удивительно четки, разнообразны и на редкость прочны.

Отрадно, что исполком городского Совета народных депутатов, администрация и общественные организации самого крупного в городе предприятия — мотоциклетного завода заинтересовались предложением активистов Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Суть предложения — превратить известный некогда на всю Россию ярмарочный центр Ирбита в заповедное место. Этот замысел отчасти уже нашел выражение в генеральном плане застройки центральной части города, составленном институтом «Свердловск-гражданпроект». Предусматривается

снять полуметровый слой накопившегося за три с половиной столетия грунта и отремонтировать обнажившиеся части фундаментов, нижние ряды кирпичной кладки исторических зданий. Когда уникальных построек коснутся руки опытных реставраторов, они станут производить куда большее впечатление.

Необходимо восстановить хотя бы некоторые из 33 торговых корпусов, которые размещались в гостином дворе, на двух прилегающих площадях и составляли главную достопримечательность города. Долгое время они были деревянными. Неоднократные пожары вынудили купцов, торговавших на ирбитской ярмарке, строить преимущественно каменные лавки с железными крышами.

С 80-х годов прошлого века строительство велось уже по общему плану, на котором все торговые корпуса были обозначены буквами, а запроектированные лавки в строгом порядке пронумерованы. В одном только гостином дворе оказалось 370 лавок, построенных примерно одинаково: в теплом низу — вход, во втором этаже — по три окна. Архитектурное оформление было довольно роскошным. По особым заказам делали чугунные колонны и постаменты^ железные двери, ставни, решетки, запоры.

Типичный наряд одноэтажного кирпичного дома старой постройки.

Не следует жалеть усилий, чтобы восстановить и сохранить эту красоту! Тогда мы сможем восхищаться ею не только по фотографиям и описаниям в книгах Мамина-Сибиряка и других уральских писателей, но и воочию.

НА ПОДХОДАХ К ЖАНРУ

(Окончание. Начало на стр. 10)

ский рейс». Серьезнейшее внимание основоположника космонавтики к каждой детали, требование строгой научности в показе космической техники будущего помогли Швецу сформировать в своем творчестве основные принципы советской научной и космической фантастики. Этот новый, молодой жанр мирового искусства возник в нашей стране в годы первых пятилеток, но впитал в себя художественные традиции многих стран и эпох. Вторым его крупнейшим представителем в середине 30-х годов стал профессор Г. И. Покровский (см. «ТМ» № 10 за 1979 год) — родоначальник «научно-художественной прогностики», в которой объединились искусство, техника и наука.

В 1937 году Швец принял деятельное участие в создании нового фильма о космосе — «Утренняя звезда». Достижения советской научно-фантастической литературы, живописи и кино 20—30-х годов стали лирическим прологом тех грандиозных побед в освоении космоса, которые были одержаны нашей страной в последующие десятилетия. Художник внимательно следил за вехами это

го стремительного, захватывающего дух пути. В 1940 году в небо поднялся первый в мире ракетоплан конструкции С. П. Королева, в 1949 году начались регулярные старты геофизических ракет. Вместе со всем человечеством Швец приветствовал запуск первого искусственного спутника Земли, исторический полет Юрия Гагарина, выход в открытый космос первого художника-космонавта

А. А. Леонова. Под воздействием этих эпохальных событий жанр научной и космической фантастики приобрел сторонников в литературе и искусстве практически всех развитых стран мира.

В 50—60-х годах Швец создает сотни декораций к кинофильмам о космосе: «Вселенная» (1952), «Небо зовет» (1958), «Мечте навстречу» (1961), «Луна» (1963). Выполненные темперой и акварелью, они в большинстве своем имеют совершенно самостоятельное художественное значение. Швец принимал участие в создании нескольких десятков фильмов разной тематики, но тема космоса была центральной в его творчестве. Именно в ней максимально проявились его познания, талант, увлеченность. До конца своих дней —- он трагически погиб в автомобильной катастрофе — художник создавал все новые работы в области косми

ческой фантастики. Одна из последних датирована 1972 годом.

Публикуя два неизвестных читателям произведения Швеца из «лунной серии» 60-х годов, редакция надеется, что еще многие работы из творческого наследия этого выдающегося представителя жанра станут известны многочисленным поклонникам его таланта. Лучшие картины Швеца вполне заслуживают отдельной альбомной публикации и постоянного экспонирования в музеях нашей страны, а также в картинной галерее и на передвижных экспозициях Международной художественной выставки Союза художников СССР, ЦК ВЛКСМ, журнала «Техника — молодежи» — «Время — Пространство — Человек».

Созданные Ю. П. Швецом, его современниками и последователями произведения открыли перед советским и мировым изобразительным искусством новую, космическую дорогу. Наши потомки из третьего тысячелетия, вероятно, найдут в них одно из ярких свидетельств начала нового этапа развития мировой культуры, устремившейся в бескрайние пространства и времена.

ВАЛЕРИИ КЛЕНОВ, искусствовед

21