Техника - молодёжи 1981-05, страница 26

Техника - молодёжи 1981-05, страница 26

За порогом твоего дома

ВЯЧЕСЛАВ БЕЛОВ

В Отчетном докладе xxvi съезду партии товарищ Л. И. Брежнев отметил, что растущую роль в экономике страны играют многие территориально-производственные комплексы, ■ том числе Мангышлакский.

Ровно 20 лет назад, ■ июле 1961 года, геологоразведочная скважина № 6, которую бурили в районе

поселка Жетыбай, возвестила об открытии мангышлакской нефти, и *то событие дало мощный толчок развитию нового индустриального района страны

В 1981 году ■ Издательстве политической литературы выходит книга журналиста Вячеслава Белова «Мангышлак — солнечная земля» «Тех

ника — молодежи» ■ Н» 2 за 1978 год уже опубликовала статью «Сотворение новой земли», где рассказывалось о грандиозных переменах, которые произошли на полуострове с начала его освоения. В предлагаемом очерке В. Белов рассказывает об одной из актуальнейших проблем, которая стоит сейчас перед Мангышлаком.

Когда я жил на Мангышлаке и приезжал на Большую землю (а Большой землей здесь до сего времени называют все, что находится за Каспием на западе и за Аралом на востоке), знакомые мои обязательно сочувствовали:

— Ну-у и занесло ж тебя|

«Да почему?!» — хотелось воскликнуть мне, но я мялся, мямлил в ответ что-то вроде «да ничего особенного», «нормально», прекрасно понимая, откуда у людей взялись такие представления о Мангышлаке. Дело в том, что наш брат журналист и кинодокументалисты, восхищенные тем, что они увидели на полуострове в первые годы его освоения, постарались разрисовать эту землю в таких мрачных красках, а людей, работающих здесь, разукрасить такими романтическими эпитетами, что и читателями и телезрителями Мангышлак был воспринят как нечто из ряда вон выходящее — как край суровый, таинственный и опасный.

Да, полуостров Мангышлак — это

триста километров каменистого Каспийского побережья и бессчетное количество километров пустыни. Но это и золотистые песчаные пляжи, которым могут позавидовать знаменитые курорты, и великолепный город Шевченко со всеми чертами ультрасовременного города.

Мангышлак — это верблюд (случается) на улицах его очаровательной столицы, и асфальтированные ленты дорог в безмолвии серого песка, который временами закручивает такие симфонии, что даже ко всему привыкшему верблюду они не в радость.

Мангышлак — это ажурный лес буровых на кромке горизонта и звонкая кефаль в тишине приморской ночи; это мрачные барханы с жалкими кустиками саксаульника и зеленеющие сады и бахчи в предгорных оазисах.

Мангышлак — это первая в мире опытно-промышленная атомная станция на быстрых нейтронах и завод — да, завод! — по приготовлению питьевой воды.

Мангышлак — это современные нефтепромыслы, газоперерабатывающий завод, завод пластических масс и другие предприятия нефтехимии. Это сотни километров нефтепроводов и водоводов, аэропорт, принимающий современные реактивные и турбовинтовые самолеты, морской порт и 704-километровая железная дорога, перечеркнувшая пустыню и связавшая полуостров с центром страны и Средней Азией.

Мне повезло, что я впервые попал на эту землю в 62-м году (счастливый случай!) и увидел, с чего начинали. Но надо было прожить здесь несколько лет, окунуться в напряженную атмосферу будней этой земли, чтобы сейчас говорить без всяких обиняков: люди сотворили чудо!

Конечно, были и промахи, и недостатки, и просчеты при формировании нового территориально-производственного комплекса (есть они и сейчас), много возникало проблем при освоении края — немало их и сегодня. Этот наш рассказ об одной из них.

ПРИРОДА И МЫ