Техника - молодёжи 1981-05, страница 12На подходах к жанруПервая четверть XX века стала временем расширения традиционных жанров русской художественной культуры. «Экспансия» эта происходила не только в смежные виды искусства, но и в казавшуюся прежде замкнутой и совершенно чуждой сферу науки и техники В русле общего движения возникали совершенно новые явления культуры: цветомузыка A. Скрябина и «научная поэзия» B. Брюсова, архитектурно-художественное конструирование В. Шухова и кинематическая скульптура тех лет... К подобным явлениям принадлежала и зародившаяся в 1910-х годах фантастическая, «научная» живопись. Под влиянием научно-технической революции авторитет ученого или инженера становился выше престижа философа и художника. Эстетические концепции «преображения действительности», проповедуемые, н частности, петербургским обществом «Мир искусства» и московскими символистами, казалось, сами искали выхода в практику. Одним из первых борьбу против «иллю зионизма» в культурном творчестве, за практическое переустройство мира начал выдающийся русский мыслитель конца XIX века Н. Федоров. Но его стремления были поддержаны лишь в послереволюционные годы в искусстве молодой республики, одним из оригинальных деятелей которого стал В. Муравьев, автор инте ресиейшего трактата «Овладение вре менем». По иронии судьбы «мечтателями» в большинстве случаев называют тех, кто всеми силами стремится к воплощению своей мечты. Именно таким был гениальный продолжатель дела Федорова, первым провозгласившего идею «расселения человечества в космосе», К. Э. Циолковский, основоположник научной теории космонавтики Знакомства с его основны ми трудами достаточно, чтобы понять: основная идея автора лежит в «поэтической» сфере. Все практические расчеты, изобретения и открытия Циолковского в области космонавтики вдохновлялись единым эмоциональным стремлением — в кос мое! Его теории вобрали в себя |