Техника - молодёжи 1981-05, страница 13тысячелетнюю мечту человечества о полете в запредельные выси, они стали развитием древней традиции аэротехнического и космического изобретательства. Первые известные нам научные проекты летательных аппаратов родились в Европе в эпоху Возрождения и Нового времени. Все они сводились к вариациям на тему машущего или планирующего крыла, пороховой ракеты, изобретенной некогда на Востоке, и воздушного шара, появившегося в Европе. Разумеется, в безвоздушном пространстве, о существовании которого древние не подозревали, крылья и аэростаты были бесполезны. Хотелось бы заметить, что впервые на Руси ракеты были описаны Анисимом Михайловым в 1607 году в «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки». В 1680 году в Москве при непосредственном участии Петра I было организовано «ракетное заведение», результатом деятельности которого стала сигнальная ракета образца 1717 года, применявшаяся русской армией до конца XIX века. В 1810-х годах генерал А. Засядко создал зажигательные и фугасные ракеты с радиусом действия до трех километров. В середине XIX века К. Константинов заложил основы научно-инженерного ракетостроения в России, а И. Третеский изобрел в 1849 году реактивный двигатель для полетов «паролета», «газолета» и «воздухолета». М. Соковнин в 1866 году предложил конструкцию «воздушного корабля» (аэростата с реактивным двигателем), Н. Телешов получил год спустя патент на реактивный самолет «Дельта», в 1881 году обессмертил свое имя Н. Кибальчич, а в 1896 году А. Федоров опубликовал материалы о «летательном приборе на механическом принципе реакции». Подобные работы велись многочисленными энтузиастами и в зарубежных странах, но лишь 1903 год по праву принято считать начальным рубежом современного этапа развития ракетостроения: публикация работы никому доселе не известного калужского учителя «Исследование мировых пространств реактивными приборами» намного опередила исследования американца Р. Годдарта, немца Г. Обер-та, француза Р. Эно-Пельтри. В 1919 году Циолковский предложил научный проект многоступенчатой космической ракеты. В нашей стране его работы получили заслуженное признание. В 20-х годах при участии выдающегося изобретателя Ф. Цандера было организовано первое в мире научное общество для изучения проблем космоплавания и ракетостроения. Позднее подобные общества возникли во всех развитых странах мира. Происходил интенсивный обмен научно-техниче скими достижениями на международных выставках и конференциях, многие из которых состоялись в СССР. В 1930 году был произведен первый успешней запуск советской ракеты с жидкостным ракетным двигателем. Эти события наряду с выдающимися открытиями в области астрономии, ядерной и космической физики, других естественных наук не могли не повлиять на сознание художественной интеллигенции. Крепнущая космическая наука породила космическое искусство. Мечта о полете к другим мирам нашла зримое воплощение в фантастических инопланетных пейзажах 10-х годов первого русского художника-космолога Петра Фатеева, а также в тесно связанных с астрономией живописных работах его западных коллег Скрайвера-Болтона, создавшего общие виды Сатурна и Юпитера, Антониади и профессора Ловелла с их рисунками Марса, Кранца с его известной работой «Ночь на поверхности Луны». В середине 20-х годов в Москве возникла группа художников-космологов — П. Фатеев, С. Шиголев, А. Сар-дан, Б. Смирнов-Русецкий, В. Чер-новоленко и другие. Все они пытались выразить в своем творчестве дух научных, технических и философских исканий тех лет. В смежной области изобразительного искусства проявился в конце 20-х годов талант одного из основоположников нового жанра научно-фантастической живописи, художника кино Юрия Павловича Швеца (1902—1972; см. «ТМ» № 4 за 1975 год). Ю Швец родился на Украине. В 1929 году он закончил Киевский художественный институт по отделу теории кино. Уже в 1927 году Швец начал работать на киностудии «Украинфильм» в качестве художника-постановщика, проявляя тяготение и к театру, и к сказочно-фантастическим сюжетам в литературе и Тан Ю. П. Швец представлял себе пейзажи нашего естественного спутника. живописи. Воспитанная в художнике за годы обучения смелость творческого поиска на стыке изобразительного искусства, дизайна и техники сделала его восприимчивым к самым новым явлениям в различных областях культуры. Научно-техническая революция начала столетия сменила традиционную гуманитарно-мифологическую ориентацию искусства предыдущих эпох на восторженный, но недолговечный футуристический культ «машины и промышленности», на повышенный интерес художников к изображению микро- и макромиров. Она привела к многочисленным экспериментам с кинематическим «оживлением» статичных видов искусства: скульптуры, живописи, графики. Динамизм эпохи нашел свое предельно яркое воплощение в «киноэстетике» 20—30-х годов. Синтетические возможности киноискусства привлекали к нему многих представителей космической темы в литературе, живописи, музыке. Их влекла способность кино выразить невыразимое, показать несуществующее в окружающем мире. Неудивительно, что советскому киноискусству «немого периода» удалось создать такое запоминающееся произведение фантастико-космической тематики, как «Аэлита» Я- Протазанова, поставленное по одноименному роману А. Толстого. Новаторские фото А. Родченко, советское документальное кино рубежа 20—30-х годов и в еще большей степени творчество А. Довженко повлияли на молодого художника кино, определили его выбор. В 1931 году Швец переезжает в Москву и создает, используя самые современные средства кинотехники (монтаж, комбинированные съемки различного типа), фантастический фильм «Город под ударом». Тогда же художник впервые обращается к космической теме. В 1934 году при непосредственном участии К- Э. Циолковского Швец создает декорации к первому советскому научно-фан-тастическому кинофильму «Космиче- (Продолженне на стр. 21) |