037. Монастырь Студеница (Сербия), страница 5

037. Монастырь Студеница (Сербия), страница 5

ИСТОРИЯ

Святитель Савва Сербский. Прижизненное изображение из монастыря Милешева.

фан (Симеон) Неманя, впоследствии перебравшийся на Афон.

Преемник основателя Студеницы на троне великих жупанов Стефан Перво-венчанный благоволил монастырю, как и его отец. Ему пришлось выдержать длительную междоусобную борьбу с братом Вуканом, и важнейшим шагом на пути ее прекращения стал перенос тела их отца, скончавшегося на Афоне, в Студеницу в 1208 году. Примирившиеся братья в сопровождении многочисленной свиты с почетом встретили тело Симеона и во главе торжественной процессии доставили его в монастырь, где оно было предано земле. Вскоре возле могилы начали замечать знаки святости усопшего. Для современников, живших в атмосфере чуда, которое являлось безусловной реальностью и признаком Промысла Божьего, стало очевидно, что Сербия получила небесного защитника, ходатая перед Господом за сербский народ. Тексты жития, необходимые для прославления нового святого, подготовили его сыновья Савва Сербский и Стефан Первовенчанный вскоре после перенесения честных останков в Студеницу. Через полвека ученый монах сербского Хиландарского монастыря на Афоне Доментиан написал третье житие преподобного. Поклонение преподобному Симеону Мироточивому поднимало авторитет его потомков, неизменно подчеркивавших, что они «святород-

ны» и происходят от «святого корня». Именно со святого Симеона начала закладываться особая сербская традиция духовности, которую Церковь Сербии в последующие века будет блюсти как часть своей священной истории. Разумеется, и сам монастырь с течением времени стал восприниматься в качестве первого и важнейшего палладиума святости сербов.

С перенесением мощей преподобного Симеона в Студеницу ее архимандритом становится Савва Сербский. Важнейшим его делом первого времени пребывания на посту игумена был

Памятный знак, установленный в воспоминание того, что именно Студеница стала местом основания первой в сербской истории больницы.

заказ на роспись храма, которую блестяще выполнил неизвестный греческий мастер в конце 1200-х годов. Савва дал Студенице устав (Типик), взяв за образец правила монашеской жизни, введенные им для сербского монастыря Хиландар на Афоне. В Типике Студеницы содержалось требование соблюдать равновесие между материальными возможностями и числом братии. В 12 главе провозглашалась свобода монастыря, который «ни под кем не будет, только под одною всепетой Богородицей Благодетельницей, молитвенным заступничеством преподобного отца нашего и ктитора [Симеона Мироточивого] и властью игумена, который за всем следит, управляет, кормит и владеет». В 13 главе подробно описывались правила избрания игумена. Святой Савва также устроил в Студенице больницу.