037. Монастырь Студеница (Сербия), страница 6




037. Монастырь Студеница (Сербия), страница 6

ИСТОРИЯ

XIII—XIV века были временем благополучного существования Студеницы. Однако общие для всей Сербии беды, связанные с наступлением на нее Османской империи, постепенно приводили к оскудению обители. После падения последнего из независимых сербских княжеств под ударами турков в 1459 году Студеница то и дело подвергалась разорениям. Турки не только грабили монастырское добро, но и наносили урон постройкам монастыря, в результате чего он ветшал. Долгое время не было сколько-нибудь достаточных средств для проведения серьезных восстановительных работ. Лишь в середине XVI столетия удалось собрать деньги на первую значительную реставрацию, которую завершили в 1568 году. Были обновлены фрески соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, в результате чего, правда, оказалось утрачено более половины живописного фрескового ансамбля времен Саввы Сербского.

Однако не только завоеватели причиняли беды монастырю. Стихия также не однажды покушалась на древние стены, испытывая силу духа и глубину веры насельников. Так, в начале

КРНТШТ

Особенности жизни средневековых сербских монастырей

В отличие от Болгарии и России, где древнейшие монастыри появлялись в городах или их ближайшей округе, обители Сербии изначально возникали на значительном удалении от населенных пунктов. Особенностью сербских обителей была и могучая ктитор-ская поддержка, в первую очередь, со

стороны государственной власти. Благосостояние монастырей Сербии складывалось в основном за счет пожалований. Монастыри становились усыпальницами благодетелей. Тесная связь монашества и государства особенно проявилась в Законнике (своде законов) краля Стефана Душана (1331—1355). Согласно 13 и 14 статьям Законника, выбор игумена перестал быть внутренним делом монастырской братии и отныне определялся назначениями государя и Патриарха. Как отмечает в связи с этим современный исследователь славянской культуры из Германии Гер-хард Подскльски, «в высшей точке расцвета сербской власти, скорый упадок которой предвозвещали и непреодолимое внутренне напряжение, и неотвратимая внешняя [османская] угроза, свод законов стал зримой попыткой усилить авторитет Церкви как замены государственной власти и хранительницы народа».

Один из святых сербских правителей-ктиторов Студеницы Стефан III Урош Дечанский в житии. Икона XVI века.

Американский агитплакат 1916 года: «Спасем Сербию — нашего союзника».

XVII века серьезное землетрясение, а затем и пожар повредили обитель. Многие исключительной ценности исторические документы и значительная часть культурного наследия исчезли навсегда.

Весьма тяжелые времена настали для Студеницы в последней четверти XVII столетия. Чтобы сохранить ее важнейшие святыни и драгоценности, принимается решение об их временном перенесении в другой монастырь. Таким монастырем была выбрана обитель Црна Река. Мощи преподобного Стефана Первовенчанного и другие реликвии с 1687 по 1696 годы находились вне стен Студеницы. В 1806 году, после сожжения турками Студеницы во время Первого сербского восстания, мощи святого короля также увозились из обители.

Студеница и ее округа, составлявшие так называемую Студеничскую нахию, получили автономию в составе Османской империи в тридцатых годах XIX столетия. Они вошли в состав молодого Сербского княжества, обретшего широкое самоуправление после многих веков османского ига. Сербам разрешили иметь свое войско, суды и школы, однако в крепостях оставались турецкие гарнизоны. Студенецкая округа была разделена на два уезда — Студеницу и Йошани-цу — со старейшинами во главе. Их имена сохранились в истории: Никола Иваняц и Филип Прибакович. Но и в новых условиях жизнь обитателей этого края все равно продолжала оставаться непростой. Они должны были платить дань землевладельцам, которые на первых порах являлись исключительно турками, и исполнять многочисленные повинности, в том числе трудовые. Разграничения, строительство пограничных постов, частые столкновения с турецкими властями причиняли много бедствий местному населению. Впрочем, все эти тяготы не мешали выполнению одной из важнейших задач той поры — восстановлению святыни сербского народа монастыря Студеница. По непосредственному распоряжению руководителя сербского народа в годы борьбы против

OUR. ALLY I

SEND CONTRIBUTIONS TO 1 SERBIAN RELIEF COMMITTEE OF AMERICA. /О FIFTH AVEME. NEW YORK



Обсуждение
Понравилось?
Войдите чтобы оставить комментарий
Понравилось?