037. Монастырь Студеница (Сербия), страница 7ИСТОРИЯ ШШ1 Матушка Екатерина Когда-то в Сербии, как и во всем православном мире, преобладали мужские монастыри. В эпоху османского владычества сербских женских монастырей не было вовсе — особенности турецкого господства не допускали появления обителей, которые населяли бы одни лишь жен Игуменья Екатерина (Ефимовская). щины. В настоящее время положение совершенно изменилось. Значительное число монастырей Сербии, в том числе основанных в прежние времена как мужские, являются женскими. Традиции современного женского сербского иночества уходят корнями в первую треть XX века. Своим утверждением они обязаны русской монахине — игуменье Екатерине (Ефимовской). Матушка Екатерина (в миру графиня Евгения Борисовна Ефимовская) родилась 28 августа 1850 года в Москве. В 1880-е годы она основала женскую общину в местечке Лесно на Западной Украине, впоследствии преобразованную в монастырь. Леснинская обитель стала первым и на долгое время единственным в России женским монастырем деятельного монашества. Избегая сугубой аскезы и полной изоляции от мира, игуменья Екатерина сделала ее воспитательным и образовательным центром. При монастыре было основано несколько школ и заводов, разбиты сады, устроены рыбные пруды и племенные хозяйства, заведена современная больница. Сестры, прошедшие школу обители, разъезжались по всей стране, неся в народ просвещение и укрепляя в нем православную веру, основывали новые монастыри деятельного монашества. После революции матушка Екатерина с сестрами переехала в Сербию, где получила в управление от правящего короля, по ходатайству высшего сербского духовенства, монастырь Хопово на горе Фрушке (около местечка Ириг в Среме). Продолжая подвижническую жизнь, уже немолодая матушка превратила Хопово в центр распространения Православия не только для Королевства сербов и хорватов, но и для всей русской диаспоры в Европе. Из этого монастыря и разошлось женское монашество по всей Сербии. Инокинями-выходцами из Хопово было основано или заселено 30 обителей. Матушка Екатерина скончалась 28 октября 1925 года на 76-м году жизни. В 1968 году было обретено ее нетленное тело. турков и основателя новой правящей династии Милоша Обреновича велись капитальные работы. Студеница постепенно преображалась, хотя количество монахов было невелико — в самом конце XIX века их насчитывалось всего 6 человек. Вот как описывал свои впечатления от обители известный русский педагог, публицист, критик и прозаик Е.Л. Марков, посетивший ее в 1895 году: «Монастырь Студеница обширнее других монастырей Сербии. Двор его огражден со всех сторон, так что в минуту опасности — что еще не особенно давно здесь было обычным явлением — монастырь мог запереться и отсиживаться в своих стенах. Внутри двора большие каменные постройки. В прежние времена монахов в Студенице было много, и все эти дома были заняты жильем иноков; при святителе Савве их было больше ста человек, а теперь вместе с архимандритом всего шесть монахов, так что помещения большей частью пустуют. Впрочем, у монастыря довольно боль- Немцы в Сербии. Фотография 1941 года. шое хозяйство, и почти всегда поэтому в стенах его проживает толпа рабочих, не считая гостей и богомольцев». XX век выдался для Студеницы, как и для всего сербского народа, крайне непростым. Кровопролитные Балканские войны 1912—1913 годов, грянувшая сразу за ними Первая Мировая война, затем Вторая Мировая война, которая в Сербии вылилась в гражданскую, приход к власти коммунистов с их богоборческой идеологией, наконец, болезненный распад Югославии на рубеже XX — XXI веков — вот основные события этого труднейшего для сербов столетия.
|