037. Монастырь Студеница (Сербия), страница 29МОНАСТЫРЬ И МНР шшт Россия и Сербия: ученых-славистов, церковных деятелей и политиков. С 1880 года в настроениях правящей сербской элиты начали происходить серьезные перемены. Она взяла курс на сближение с Австрией, противопоставив Петербургу Вену. Многие оппоненты были отправлены в отставку. Несогласие с переменами выражал и предстоятель Сербской Церкви. Предлог для смещения митрополита Михаила быстро нашли, и 18 октября 1881 года появился указ правящего монарха Милана Обреновича, согласно которому владыка лишался митрополичьего сана, а вместе с ним и первосвятительского престола. Демарш политического руководства Сербии вызвал огромное недовольство в официальном Петербурге. Такое обхождение с большим другом России, к тому же недавно получив- Милан Обренович (1854—1901) правил Сербией с 1868 по 1889 год. При нем российско-сербские отношения испортились. Сербские войска на марше, 1876 год. шим в награду престижный орден святого Александра Невского от трагически погибшего государя Александра II, Петербург не мог оставить незамеченным. Исследователь А. Л. Шемякин, посвятивший отдельную работу истории изгнания митрополита Михаила, писал: «На долгие восемь лет вплоть до отречения теперь уже самого Милана Обреновича от королевского престола, так называемый „церковный вопрос", превратившийся из чисто религиозного в острополитический и принципиальный, отбросил российско-сербские отношения к точке почти абсолютного замерзания...» Изгнанный владыка несколько лет путешествовал, проведя паломничества в Константинополь, Палестину, на Святую Гору Афон. В 1884 году он прибыл в Россию, где оставался пять лет — вплоть до своего возвращения в Сербию, которое состоялось в мае 1889 года. Михаил обитал то в Киеве — городе его молодости, то в Москве, то в Петербурге. Эти годы были наполнены неутомимой деятельностью, если не сказать больше — борьбой. Владыка-изгнанник прилагал значительные усилия для того, чтобы освободить Сербию от режима Милана Обреновича. Он вступил в контакты с одним из главных противником короля Николой Пашичем, эмигрировавшим из Сербии в Болгарию. Обращался Михаил и к своим друзьям: вождю московских славянофилов И. С. Аксакову, профессору И. Ламанскому, секретарю славянского благотворительного общества в Санкт-Петербурге В. И. Аристо- взгляд в прошлое История культурных связей России и Сербии уходят корнями в глубины Средневековья. Два славянских народа, принявших Православие, тянулись друг к другу. Письменность, литература, архитектура, живопись, прикладное искусство — во всех этих проявлениях культурной жизни России и Сербии можно увидеть общие черты, обусловленные едиными корнями и взаимовлиянием. После османского завоевания и установления турецкого господства над Сербией многие сербы находили в России свою вторую родину. Это вливание сербских, а также болгарских культурных элементов, распространившееся на Руси с конца XIV века, получило в науке название «второго южнославянского влияния». (Первое южнославянское влияние пронизало культурную жизнь Древней Руси после принятия христианства.) Среди сербских эмигрантов, оставивших яркие следы в жизни Руси в период «второго южнославянского влияния», особенно выделяется выдающийся книжник Пахомий Логофет (Серб), который трудился в XV веке и прославил себя многими знаменитыми памятниками литературы, включая Житие преподобного Сергия Радонежского. В свою очередь, из России в Сербию неизменно шла помощь — материальная и духовная: денежные пожертвование, книги, произведения искусства. Особенно частыми такие пожертвования стали с XVI века, после образования в России единого государства, когда русские правители стали считать себя покровителями православных народов. ву. Владыка подчеркивал: «Несчастную Сербию злодеи ведут к пропасти, от которой нужно ее спасти и возвратить ее православному славянству». Между тем, режим Обреновича подточил себя изнутри. В начале 1889 года сербский король отрекся от престола. Владыка Михаил триумфально вернулся в Сербию, где вновь занял престол предстоятеля Сербской Церкви. |