038. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь, страница 10

038. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь, страница 10

подвижники

Явление иконы Божией Матери «Умиление» преподобному Авраамию. Фрагмент росписи Покровского собора Авраамиево-Городецкого монастыря.

на другом берегу огромного Галич-ского озера, а тут стояли густые леса (они, кстати, и ныне тут стоят) и несли с крутых гор свои воды в озеро многие ручьи. Преподобный проводил дни, молясь Богу «со слезами и умилением и сердечным сокрушением».

Вскоре произошло чудо. Находясь у озера, у подножия горы, Авраамий услышал голос с ее вершины, призывающий святого взойти на гору, к иконе Божией Матери. Посмотрев «в великом трепете» вверх, преподобный увидел там ослепительный свет. Одолев крутой склон, он обнаружил икону Божией Матери стоящей на дереве, после чего она «сошла на руки преподобного, никем не носимая». Он много молился, а задремав, услышал от иконы: «Пребудь здесь, на этом месте, и спасешься, и построишь Мне обитель, и будет у тебя много духовных чад...»

После обретения иконы преподобный Авраамий поставил на горе часовню, куда и поместил образ Пресвятой

Преподобный Авраамий уходит в пустыню.

Фрагмент росписи Покровского собора Авраамиево-Городецкого монастыря.

Богородицы «Умиление». Тем временем у него кончились сухари, принесенные с собою. Но подвижник не унывал, а, уповая на Господа и Пресвятую Богородицу, «веселился духом», вспоминая при том Христовы слова о птицах небесных, которые «не жнут, не сеют»,

евангельскую историю о том, как Христос накормил пятью хлебами пять тысяч людей, и Марию Египетскую, питавшуюся несколькими хлебами несколько лет. Некий галичанин Иоанн, нашедший преподобного в чаще, стал снабжать его хлебом, и хотя делал он это «тайно», вскоре о подвижнике узнали в Галиче.

Правил тогда в Галиче князь Дмитрий Федорович — последний из первой галичской княжеской династии; впоследствии великий князь Московский Дмитрий Донской прогнал его, посадив позже на княжение в Галиче своего сына Юрия. Князь Дмитрий послал приглашение преподобному посетить его на своем княжеском дворе — преподобный, сокрушаясь о том, что уединенная его жизнь закончилась, принял приглашение и явился в Галич, неся на руках икону Божией Матери «Умиление». Он был принят с великим почетом. Во время состоявшийся меж Авраамием и князем беседы последний предложил преподобному устроить монастырь на месте обретения чудотворной иконы, пообещав предоставить свои средства и своих мастеров.

Потребность в создании такого монастыря была большой — обитавшие вокруг Галичского озера славяне и ме-ряне (представители одного из финно-угорских племен), хотя формально и приняли христианство, на самом деле по-прежнему «держались прелести дьявольской» — их следовало утвердить в православной вере. Давший согласие на устройство обители преподобный сам принимал активное участие в возведении и деревянного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, и келий, и других строений. Так создался первый Авраамиев монастырь — Но-возаозерская Успенская обитель. Появились и первые насельники, их число быстро росло — некоторых присылал в новый монастырь преподобный Сергий Радонежский, не забывавший своего ученика. Местные жители приносили в обитель, к чудотворной иконе, больных, и те выздоравливали, — свидетели этих чудес тут же оставляли свои языческие заблуждения.

Однако преподобный Авраамий, страдавший от растущей своей славы и трудов «на людях», не оставлял мыслей о пустынножительстве и, когда его монастырь укрепился, ушел на северо-