038. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь, страница 11

038. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь, страница 11

подвижники

КРНТШТ

Вехи: Умиление, Коровье, Озерки...

восток от Галичского озера. Одолев около тридцати верст, он остановился в верховьях реки Виги (правого притока Унжи), среди дремучих лесов, и «начал безмолвствовать». Но и на этот раз уединенное отшельничество продлилось недолго. Как мы уже рассказывали в предыдущем разделе, местопребывание святого было обнаружено, и некоторые иноки Новозаозерского монастыря пришли к своему учителю, умоляя разрешить поселиться рядом с ним. Чуть позже здесь были построены деревянный храм в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы, трапезная и кельи. Второй монастырь, созданный преподобным Авраамием, получил название Великой пустыни.

Третьим его монастырем стала Верхняя пустынь — в верхнем течении реки Виги, а четвертым (и последним) — Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. На каждом новом месте «сценарий» создания прежних Авраамиевых обителей повторялся. Во всех своих монастырях преподобный неизменно вводил общежитие.

О последнем периоде жизни святого его житие повествует следующим образом: «Многие годы пожил преподобный отец наш Авраамий в добром воздержании и трудах; и состарившись, не оставлял ничего из божественных пений, славословий и служб. Чем больше он старел, тем больше укреплялся и рос усердием к Богу и мужественно подвизался, не побеждаемый старостью; ноги его были как столбы, день за днем, как по ступеням, он приближался к Богу».

Освещая окружающим путь истинный, преподобный привлекал к себе множество людей, среди которых встречались как подвижники благочестия, так и княжеские особы. Известно, что не однажды приходил к основателю четырех монастырей преподобный Александр Вочский. Будучи уроженцем костромской земли, монашество он принял в Воскресенском монастыре Солигалича, а позже повторил путь преподобного Авраамия, став созидателем Александровой пустыни на реке Воче, неподалеку от Солигалича. Его часто называют «подражателем» и «собеседником» преподобного Авраамия.

Был связан с Авраамиево-Городец-ким монастырем и преподобный Павел Обнорский, тоже ученик (из более

молодых, он родился в 1317 году) преподобного Сергия Радонежского. Он прожил свою жизнь великим странником и скитальцем — при этом известно, что некоторое время Павел провел

в окрестностях Авраамиевой обители. Прослышав о подвижничестве преподобного Авраамия, он пришел к нему и испросил благословения на устройство поблизости «малой хижины».

Это все, что осталось от Успенской церкви, возведенной на месте деревянного Успенского храма Новозаозерского монастыря.

Первый монастырь в Галичской земле был основан преподобным Авраамием на том месте, где ему явилась икона Божией Матери «Умиление». Согласно житию святого, средства на строительство церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы и «все потребное монастырю» предоставил галичский князь Дмитрий Федорович. Возводили храм тоже княжеские мастера. Так как новая обитель находилась на противоположном от Галича берегу Галичского озера, то ее стали называть Новозаозерской Успенской. Она сыграла важную роль в окончательной христианизации местного населения. Главной святыней Новозаозерского монастыря была чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Во второй половине XVII века в обители возвели каменный Успенский храм — пятиглавый, с шатровой колокольней и приделом во имя преподобного Авраамия. В 1764 году, при составлении монастырских штатов, монастырь был оставлен на своем содержании, но просуществовал недолго — уже в 1773 году его закрыли за бедностью, организовав на его месте сельский приход; кстати, село, выросшее вокруг обители, получило название Умиление. В разгар богоборческих гонений, в начале 1930-х годов, Успенскую церковь в селе Умиление закрыли. Ныне на ее месте — развалины. По некоторым сведениям, последний служивший в храме священник увез с собой чудотворную икону Божией Матери «Умиление». Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Не пощадило время (не без участия людей) и другие Авраамиевы обители, основанные до того, как преподобный пришел на берега Чухломского озера. И Великая (в селе Озерки), и Верхняя (в селе Коровье) Авраамиевы пустыни не пережили екатерининской церковной реформы — обе эти обители были упразднены в 1764 году, превратившись в приходские церкви (к слову, Великая пустынь еще в 1695 году утратила самостоятельность, будучи приписанной к Соловецкому монастырю; в 1725 году ее, вместе с Верхней пустынью, приписали к Авраамиево-Городецкому монастырю). Это не помешало, впрочем, вскоре появиться тут каменным храмам — в 1797 году был освящен каменный храм в честь Собора Пресвятой Богородицы в бывшей Верхней пустыни, а в 1813 году — каменный храм в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы в бывшей Великой пустыни. Первый из них был закрыт в 1937 году (власти превратили его в зернохранилище), второй — уже после Великой Отечественной войны, в 1949 году.

Когда-то здесь действовал Новозаозерский Успенский монастырь..