038. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь, страница 5

038. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

ширились и разнообразные льготы — все это неизменно подтверждалось новыми русскими самодержцами, вплоть до Петра I. Вот пример подобного подтверждения: «Лета 7187 (1679), марта в 11 день, Божиею милостию, Мы, Великий Государь, Царь и Великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец, сее жалованные грамоты слушав, пожаловали Галицкого уезда, Аврамие-ва Городецкого монастыря строителя старца Павла с братиею, велели им, и кто по них ины строитель и братия будут, в Галицком уезде монастырскими вотчинами, селы и деревнями и пустошами и рыбными ловлями и всякими

угодьями владеет по писцовым и по переписным книгам и по крепостям по-прежнему...»

Между тем, все постройки в обители до начала XVII века оставались деревянными. Удивительное дело, но каменное строительство в монастырских стенах началось тогда, когда актуальнейшим стал вопрос о самом существовании русского государства, — в эпоху Смуты. В 1608 году «по вере и обещанию» (как свидетельствует «Солига-личский летописец», обнаруженный Д. Прилуцким в XIX веке) несчастного царя Василия Шуйского и по благословению священномученика Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси,

на месте деревянного Покровского храма был заложен каменный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Трагические перипетии Смуты не позволили быстро возвести новый храм — он долго стоял заброшенным и был достроен лишь в 1631 году, при первом царе из династии Романовых. Освятили собор в 1632 году.

В последующие десятилетия каменное строительство в монастыре продолжилось. Вскоре тут появились каменные Святые врата с надвратной Никольской церковью и красивейший Рождественский собор, относившийся к очень редкому на Руси типу трехшат-ровых храмов. К сожалению, последний

гшм

Эпизод русской Смуты

Картина П. П. Чистякова «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту» (1860).

Патриарх Гермоген (Ермо-ген), благословивший строительство первого каменного храма в Авраамиево-Горо-децком монастыре, был ярчайшим деятелем эпохи, получившей название Смутного времени. Патриарший престол он занял в 1606 году, будучи избранным Собором по предложению царя Василия Шуйского. После низложения царя Василия Патриарх поначалу склонялся к венчанию на русское царство польского королевича Владислава — при исполнении им ряда условий, важнейшим из которых было крещение королевича в православную веру. Но вскоре Гермоген понял, что поляки ведут двойную игру, и занял непримиримую позицию по отношению к оккупантам. Когда в конце 1610 года бояре-из-менники с польскими военачальниками пришли к нему с требованием подписать проект грамоты, предписывавшей русскому посольству целовать крест польскому королю Сигизмунду и сдать ему Смоленск, Патриарх прогнал их — сам же принялся рассылать по Руси воззвания к защите Отечества от захватчиков. Тем самым участь Пер-

восвятителя была предрешена. Весной 1611 года, после того как он отказался приказать воинам первого ополчения отступить от Москвы, его заточили в Чудовом монастыре. Увы, ляпуновское ополчение постигла неудача — до освобождения русской столицы от захватчиков и изменников оставалось еще полтора года. До него Патриарх Гермоген не дожил, скончавшись в темнице в феврале 1612 года — согласно одним источникам, от голода, а согласно другим — будучи удавлен поляками. В 1913 году, когда в России праздновалось 300-летие Дома Романовых, Патриарх Гермоген был прославлен в лике священ но-мучеников.

Живописцы XIX века остро интересовались подробностями Смутного времени — многие тогдашние исторические полотна иллюстрируют те или иные его сюжеты. Отказ Патриарха Гермогена подписывать изменническую грамоту, предававшую Русь в руки польского короля, стал темой картины П. Чистякова «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту» (1860). Павел Петрович Чистяков

(1832—1919) - фигура легендарная. Крестьянский сын, он лишь благодаря своим превосходным талантам пробил себе дорогу в Академию художеств. Но прославился Чистяков не своими живописными работами, а педагогическим даром: среди тех, кто в Академии прошел через его руки, числятся такие знаменитые художники, как В. Васнецов, В. Поленов, В. Суриков, И. Репин, В. Серов, М. Врубель... Все они с неизменной теплотой отзывались о своем учителе. Именно Чистяков угово

рил Виктора Васнецова поработать в киевском Владимирском соборе и тем самым открыл в нем удивительного иконописца. Заведуя в 1890— 1912 годах мозаичным отделением Академии художеств, Павел Петрович, по сути, руководил мозаичными работами в московском храме Христа Спасителя и петербургских Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христова (Спасе-на-Крови). А еще он, никогда не забывавший о своей тверской родине, писал иконы для бежецких церквей...